Цзинъ (Восход): расти и процветать (образ молодых растений, озарённых солнцем); продвигаться вперёд, возрастать, прогрессировать; получать повышение, подниматься, идти вверх; насыщать, пронизывать. Иероглиф изображает летящих птиц на рассвете.
Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии.
В круговороте дня трижды принимать подданных.
Вы медленно и уверенно поднимаетесь вместе с восходом солнца, с великой силой, дающей и принимающей дары. Это время для наступления. Вы получите благословение свыше. Будьте спокойны и величавы, как подобает сиятельному князю. Способствуйте возникновению и развитию вещей. Одаряйте их своей силой и духом. Пришла пора по-новому взглянуть на себя и на обстоятельства своей жизни. Энергия света несёт вас вперёд — не сопротивляйтесь ей. Купайтесь в сиянии. Соединитесь с другими людьми, чтобы свет вашей великой идеи засиял ещё ярче. Пользуйтесь своим внутренним светом для осознания дао.
Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, её составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху – сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землёй, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом – Восход. Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретённых ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублён в уединении человека, на время отошедшего от деятельности. Это уединение приводит к развитию в человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землёй. Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в “Книге Перемен”, сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих ещё отношения к космическому размаху мыслей.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Земля
Свет возникает из тьмы и оплодотворяет землю, распространяя благоденствие.
Скрытая возможность: 39 (Препятствие)
Процветание и просветление содержат скрытую возможность осознания существующих трудностей.
Последовательность
Нельзя вечно наращивать величие. Осознание этого позволяет пользоваться восходом.
Определение
Восход означает наступление дня.
Символ
Огонь разливается над землёй. Восход.
Благородный человек рождает свет, чтобы делать ясным путь силы и добродетели.
Если, выступая и отступая, пребудешь в стойкости — будет счастье.
Не будет доверия.
Но если отнесёшься к этому великодушно, хулы не будет.
Вы действуете нерешительно и не встречаете доверия со стороны окружающих. Однако будьте великодушны и не вините их в своих первоначальных неудачах. Положение изменится, и вы получите возможность блестяще проявить свои способности.
На первой позиции, где ещё только начинается данный процесс, выступление вовне, восход ещё не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени ещё нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минёт данная ситуация, и человек всё же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне.
В выдвижении и подавленности пребудешь стойким — будет счастье.
Обретёшь великую милость от матери твоего государя.
Вы чем-то опечалены или подавлены. Не безпокойтесь: путь открыт. Проявите выдержку. Вы можете рассчитывать на помощь извне — в этой позиции она символизируется женским началом, которое облечено властью.
Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведёт к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике “Книги Перемен” эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово “вождь” восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя.
Доверие многих.
Раскаяние исчезнет.
То доверие, которого вам раньше не оказывали, наконец пришло. Не надо сдерживать себя. Занимайтесь делом и ничего не бойтесь.
Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью.
Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.
Вы совершаете ошибку, выдавая кажущееся или желаемое за действительное. Упорство принесёт вам беду. Избавьтесь от старых представлений и будьте открыты для новых.
Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция – лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы – в пятой. Четвёртая позиция, поэтому при ошибочном использовании её может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее:“Некогда я, только что прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он – ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место”. После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте.
Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение.
Выступление — к счастью.
Ничего неблагоприятного.
Путь открыт, смело осуществляйте свои планы. Сейчас вы подобны солнцу, которое щедро одаряет всех своим теплом, не делая различия между большим и малым. Ваши действия будут благом для окружающих.
Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости даёт свои силы окружению.
Выставляй рога лишь для того, чтобы покарать свой город.
Это положение ужасно, но оно — к счастью.
Хулы не будет.
Стойкость — к сожалению.
Благоразумно пользуйтесь своей силой. Вы можете совершить большое дело, но это лишь внешнее проявление того, что было достигнуто раньше. Ситуация нестабильна, поэтому вы должны внимательно следить за собой и приспосабливаться к требованиям текущего момента. В целом этот период завершается благоприятно.
Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне) и больше всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишённое существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции.
Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии.
В круговороте дня трижды принимать подданных.
Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, её составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху – сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землёй, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом – Восход. Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретённых ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублён в уединении человека, на время отошедшего от деятельности. Это уединение приводит к развитию в человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землёй. Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в “Книге Перемен”, сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих ещё отношения к космическому размаху мыслей.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Земля
Свет возникает из тьмы и оплодотворяет землю, распространяя благоденствие.
Скрытая возможность: 39 (Препятствие)
Процветание и просветление содержат скрытую возможность осознания существующих трудностей.
Последовательность
Нельзя вечно наращивать величие. Осознание этого позволяет пользоваться восходом.
Определение
Восход означает наступление дня.
Символ
Огонь разливается над землёй. Восход.
Благородный человек рождает свет, чтобы делать ясным путь силы и добродетели.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестёрка
Не будет доверия.
Но если отнесёшься к этому великодушно, хулы не будет.
Вы действуете нерешительно и не встречаете доверия со стороны окружающих. Однако будьте великодушны и не вините их в своих первоначальных неудачах. Положение изменится, и вы получите возможность блестяще проявить свои способности.
На первой позиции, где ещё только начинается данный процесс, выступление вовне, восход ещё не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени ещё нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минёт данная ситуация, и человек всё же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне.
Линия 2
Шестёрка вторая
Обретёшь великую милость от матери твоего государя.
Вы чем-то опечалены или подавлены. Не безпокойтесь: путь открыт. Проявите выдержку. Вы можете рассчитывать на помощь извне — в этой позиции она символизируется женским началом, которое облечено властью.
Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведёт к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике “Книги Перемен” эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово “вождь” восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя.
Линия 3
Шестёрка третья
Доверие многих.
Раскаяние исчезнет.
То доверие, которого вам раньше не оказывали, наконец пришло. Не надо сдерживать себя. Занимайтесь делом и ничего не бойтесь.
Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью.
Линия 4
Девятка четвёртая
Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.
Вы совершаете ошибку, выдавая кажущееся или желаемое за действительное. Упорство принесёт вам беду. Избавьтесь от старых представлений и будьте открыты для новых.
Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция – лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы – в пятой. Четвёртая позиция, поэтому при ошибочном использовании её может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее:“Некогда я, только что прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он – ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место”. После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте.
Линия 5
Шестёрка пятая
Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение.
Выступление — к счастью.
Ничего неблагоприятного.
Путь открыт, смело осуществляйте свои планы. Сейчас вы подобны солнцу, которое щедро одаряет всех своим теплом, не делая различия между большим и малым. Ваши действия будут благом для окружающих.
Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости даёт свои силы окружению.
Линия 6
Наверху девятка
Выставляй рога лишь для того, чтобы покарать свой город.
Это положение ужасно, но оно — к счастью.
Хулы не будет.
Стойкость — к сожалению.
Благоразумно пользуйтесь своей силой. Вы можете совершить большое дело, но это лишь внешнее проявление того, что было достигнуто раньше. Ситуация нестабильна, поэтому вы должны внимательно следить за собой и приспосабливаться к требованиям текущего момента. В целом этот период завершается благоприятно.
Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне) и больше всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишённое существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции.