34. Мощь великого

Да-чжуан (Мощь великого): да — большой, благородный, важный; способный защитить других; воля, направленная на достижение цели; способность руководить своей жизнью; энергия ян; чжуан — вдохновлять, воодушевлять, укреплять; сильный, процветающий, крепкий; зрелый, в расцвете лет; также: ущерб, рана, неограниченное использование силы. Иероглиф изображает здорового человека, крепкого и сильного, как дерево.
Благоприятна стойкость.

Великая сила и энергия проявляются во внешнем мире. Сосредоточьте эту силу вокруг главной идеи. Остерегайтесь ранить других чрезмерным употреблением силы. Выходите из тени и займитесь активной деятельностью. Мощная творческая энергия будоражит вещи и придает им движение. Держитесь за нее и не теряйте из виду свою цель. Сопротивляйтесь однобокости и косности в себе и окружающих. Великая идея и неуклонное следование по выбранному пути позволят вам достигнуть сердца Земли и Неба.

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем. Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми.

Внешний и Внутренний миры: Гром и Небо

Великая творческая сила выражается непосредственно через активное действие во внешнем мире.

Скрытая возможность: 43 (Выход)

Сосредоточение великой силы содержит скрытую возможность ясного и решительного действия.

Последовательность

Нельзя полностью уйти от мира. Осознание этого позволяет пользоваться мощью великого.

Определение

Мощь великого означает явленное величие.

Символ

Гром гремит над небом. Мощь великого.
Благородный человек не обходится без законов, нигде не преступает их.

Линии гексаграммы

Линия 1
Вначале девятка

Мощь в пальцах ног.
Поход — к несчастью. Так будет подлинно.


Сдерживайте свои порывы и накапливайте энергию. Не упивайтесь своей мощью и не пытайтесь распоряжаться другими людьми. Ситуация благоприятна, но для ее развития требуется определенное время.

В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в “Книге Перемен”. В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же – правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам.

Линия 2
Девятка вторая

Стойкость — к счастью.

Действуйте в соответствии со своим замыслом. Все благоприятствует вам. Это время может стать началом великого изобилия.

Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств.

Линия 3
Девятка третья

Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть.
Стойкость — ужасна.
Когда козел бодает изгородь, в ней застревают его рога.


Вы не можете рассчитывать на поддержку окружающих. Пытаясь навязать им свою волю, вы лишь запутаетесь в последствиях своих поступков. Не упорствуйте. Положение уже меняется.

Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной.

Линия 4
Девятка четвертая

Изгородь пробита, в ней не застрянешь.
Мощь — в осях большой колесницы.
Стойкость — к счастью.
Раскаяние исчезнет.


Препятствие исчезает, путь открыт. Пользуйтесь своей силой, чтобы вершить великие дела. Стремление к стойкости подразумевает вашу правоту.

Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу “творчество”, т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма “молния”, т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия.

Линия 5
Шестерка пятая

Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.


Козел — Символ необузданной силы, которая бросается в атаку, не соразмерившись с препятствием. Не вырывайтесь вперед, а двигайтесь вместе с потоком. Вы не пожалеете об этом.

На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел – символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок.

Линия 6
Наверху шестерка

Козел бодает изгородь и не может отступить.
Но не может и продвинуться.
Ничего благоприятного.
Но если будет трудно, то будет и счастье.


Вы загоняете себя в безвыходное положение. Не повторяйтесь, измените метод действий. Упорные усилия приведут к благоприятному результату лишь в том случае, когда они прилагаются в правильном направлении.

Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения.