Мин-и (Поражение света): мин — свет от огня, солнца, луны и звезд; сознание, осознание, разум, понимание; освещать, ясно различать; ясный, очевидный; также: птица с ярким оперением, золотой фазан; иероглиф изображает солнце и луну; и — держаться не на виду; отдалённый, удалённый; понижать, стирать, изглаживать, сровнять с землёй; простой, обычный, бесцветный; резать, ранить, уничтожать, ликвидировать; варвары, чужеземцы, низкие, бескультурные люди; иероглиф изображает человека, вооружённого луком.
Благоприятна в трудностях стойкость.
Скройте свои разум и проницательность, чтобы защитить себя. Обратите внимание на то, что находится ниже вас. Это может быть необходимо для того, чтобы избежать гонений или справиться с новой трудной задачей. Вам угрожает опасность. Приглушив свой свет, вы сможете избежать её и найти выход из трудного положения. Соглашайтесь на трудную и скучную работу, даже если вам кажется, что вас недооценивают. Упорный и неблагодарный труд в конце концов принесёт вам выгоду и одарит просветлением. Уйдите в работу с головой. Освобождение уже не за горами, поэтому принимайте то, что выпадает на вашу долю. Внимательно следите за своими желаниями, не давайте воли своим чувствам. Если вы даже в темноте сможете отличить правильное от неправильного, то ваш пример будет вдохновлять других.
При чтении “Книги Перемен” нетрудно заметить, что гексаграммы следуют друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего над землёй, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца, опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во тьму, в толщу земли. Кроме того, существует ещё другая интерпретация названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих её, обозначает также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может быть переведено “просвещение варваров”, т.е. нисхождение с культурной высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е. всегда выступать, исходя из своей правоты.
Внешний и Внутренний миры: Земля и Огонь
Земля снаружи скрывает свет и сознание внутри.
Скрытая возможность: 40 (Разрешение)
Приглушение света сознания содержит скрытую возможность освобождения от опасности и внутреннего напряжения.
Последовательность
Когда восходишь, будь готов к невзгодам. Поражение света — в трудностях стойкость.
Определение
Поражение света означает осуждение.
Символ
Свет таится в центре земли. Поражение света.
Благородный человек правит многими, чередуя просветление и затемнение.
Поражение света.
В полёте опускаются крылья.
Благородный человек в пути три дня не ест.
Ему есть куда выступить.
Господин будет говорить о нём.
Сейчас вам лучше не действовать ради самого себя. Имейте мужество, чтобы остановиться и переносить лишения, помогая другим людям. Только тогда вы можете рассчитывать, что на вас обратят внимание свыше. Положение уже меняется.
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света, т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы начинается с образа полёта, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз. Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то, чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание.
Поражение света. Он поражён в левое бедро.
Нужна поддержка, мощная, как конь.
Счастье.
Серьёзное, но не смертельное препятствие. Вам необходима мощная поддержка. Путь будет открыт, если вы обратитесь за помощью к активно действующей силе.
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает действовать всё дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в символике животных по “Книге Перемен” обозначает большую мощь, активную силу.
Свет поражён на южной охоте.
Но будет получена Большая Голова.
Нельзя болеть о стойкости.
В древнекитайской традиции юг рассматривался как наименее освещённая область. Вы находитесь в пучине кризиса, но именно здесь возникает надежда на лучшее. Утратив нечто, вы не должны печалиться и желать возвращения прежних времен. Избавьтесь от печали и отчаяния.
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее озарённая солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения, как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому третья позиция, где больше всего даёт себя чувствовать общая характеристика данной ситуации, – поражения света – даёт образ именно южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет, вознесённый над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться, ибо такова его миссия – нисхождение к отставшим.
Поражение вонзится в левую часть живота.
Сохранишь чувство поражения света,
Когда выйдешь за ворота дома и двора.
Вы жертвуете собой, остро осознавая смысл своих поступков. Покидая знакомое место, вы уносите с собой память о нём. Это время ухода, окончательного и безповоротного.
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень чувствуется в афоризме четвёртой черты. Здесь из своего собственного опыта бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е. внешняя триграмма. Это – настроение человека, покидающего своё присущее место. И оно всё пронизано чувством поражения света. Это поражение касается самой части живота.
Поражение света Цзи-цзы.
Благоприятна стойкость.
Согласно китайской истории, советник Цзи-цзы, живший в XI в. до н. э., предпочёл удалиться от дел несмотря на самые заманчивые предложения об участии в управлении государством. Образ человека, добровольно решившего отдать свои знания более низким людям и впоследствии прославленного за это, характеризует вашу жизненную ситуацию.
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец Цзи-Цзы. Это – человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла смена династий. Цзи-Цзы, несмотря на то, что правитель новой династии всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении государством, склонить на свою сторону, всё же предпочел удалиться от всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочёл полное уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал так называемый “Великий план” (“Хун фань”). Это произведение впоследствии получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-Цзы), оно представляет большой интерес. И китайские авторы рассматривают Цзи-Цзы как образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии прославленного и вознесённого на высоту. Пятая позиция представляет собой максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен образ, связанный с именем Цзи-Цзы.
Не просияешь, а померкнешь.
Сначала поднимешься на Небо, потом погрузишься в Землю.
Ваши замыслы и действия не проясняют вещи, а затемняют их. Пора сопоставить опыт прошлого с насущной необходимостью. Займитесь самоанализом.
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела необходимость в настоящем.
Благоприятна в трудностях стойкость.
При чтении “Книги Перемен” нетрудно заметить, что гексаграммы следуют друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего над землёй, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца, опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во тьму, в толщу земли. Кроме того, существует ещё другая интерпретация названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих её, обозначает также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может быть переведено “просвещение варваров”, т.е. нисхождение с культурной высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е. всегда выступать, исходя из своей правоты.
Внешний и Внутренний миры: Земля и Огонь
Земля снаружи скрывает свет и сознание внутри.
Скрытая возможность: 40 (Разрешение)
Приглушение света сознания содержит скрытую возможность освобождения от опасности и внутреннего напряжения.
Последовательность
Когда восходишь, будь готов к невзгодам. Поражение света — в трудностях стойкость.
Определение
Поражение света означает осуждение.
Символ
Свет таится в центре земли. Поражение света.
Благородный человек правит многими, чередуя просветление и затемнение.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
В полёте опускаются крылья.
Благородный человек в пути три дня не ест.
Ему есть куда выступить.
Господин будет говорить о нём.
Сейчас вам лучше не действовать ради самого себя. Имейте мужество, чтобы остановиться и переносить лишения, помогая другим людям. Только тогда вы можете рассчитывать, что на вас обратят внимание свыше. Положение уже меняется.
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света, т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы начинается с образа полёта, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз. Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то, чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание.
Линия 2
Шестёрка вторая
Поражение света. Он поражён в левое бедро.
Нужна поддержка, мощная, как конь.
Счастье.
Серьёзное, но не смертельное препятствие. Вам необходима мощная поддержка. Путь будет открыт, если вы обратитесь за помощью к активно действующей силе.
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает действовать всё дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в символике животных по “Книге Перемен” обозначает большую мощь, активную силу.
Линия 3
Девятка третья
Но будет получена Большая Голова.
Нельзя болеть о стойкости.
В древнекитайской традиции юг рассматривался как наименее освещённая область. Вы находитесь в пучине кризиса, но именно здесь возникает надежда на лучшее. Утратив нечто, вы не должны печалиться и желать возвращения прежних времен. Избавьтесь от печали и отчаяния.
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее озарённая солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения, как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому третья позиция, где больше всего даёт себя чувствовать общая характеристика данной ситуации, – поражения света – даёт образ именно южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет, вознесённый над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться, ибо такова его миссия – нисхождение к отставшим.
Линия 4
Шестёрка четвёртая
Сохранишь чувство поражения света,
Когда выйдешь за ворота дома и двора.
Вы жертвуете собой, остро осознавая смысл своих поступков. Покидая знакомое место, вы уносите с собой память о нём. Это время ухода, окончательного и безповоротного.
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень чувствуется в афоризме четвёртой черты. Здесь из своего собственного опыта бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е. внешняя триграмма. Это – настроение человека, покидающего своё присущее место. И оно всё пронизано чувством поражения света. Это поражение касается самой части живота.
Линия 5
Шестёрка пятая
Поражение света Цзи-цзы.
Благоприятна стойкость.
Согласно китайской истории, советник Цзи-цзы, живший в XI в. до н. э., предпочёл удалиться от дел несмотря на самые заманчивые предложения об участии в управлении государством. Образ человека, добровольно решившего отдать свои знания более низким людям и впоследствии прославленного за это, характеризует вашу жизненную ситуацию.
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец Цзи-Цзы. Это – человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла смена династий. Цзи-Цзы, несмотря на то, что правитель новой династии всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении государством, склонить на свою сторону, всё же предпочел удалиться от всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочёл полное уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал так называемый “Великий план” (“Хун фань”). Это произведение впоследствии получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-Цзы), оно представляет большой интерес. И китайские авторы рассматривают Цзи-Цзы как образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии прославленного и вознесённого на высоту. Пятая позиция представляет собой максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен образ, связанный с именем Цзи-Цзы.
Линия 6
Наверху шестёрка
Не просияешь, а померкнешь.
Сначала поднимешься на Небо, потом погрузишься в Землю.
Ваши замыслы и действия не проясняют вещи, а затемняют их. Пора сопоставить опыт прошлого с насущной необходимостью. Займитесь самоанализом.
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела необходимость в настоящем.