Дунь (Бегство): скрываться, убегать, прятаться, искать укрытие; исчезать, отступать в тень, становиться невидимым; замкнутый, необщительный; обманывать или дурачить кого-либо. Иероглиф изображает свинью — Символ богатства и благоденствия — и знак ухода. Он подразумевает довольство, удачу и богатство как результат отступления.
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.
Это время, чтобы скрываться, воздерживаться от контактов и оставаться в тени. Постепенные, незначительные действия приведут к успеху, поэтому не настаивайте на своих идеях и не пытайтесь делать всё по-своему. Избегайте эмоциональной зависимости и конфликтов. Оставаясь в уединении, вы готовитесь к лучшим временам. Сейчас вы не можете оставаться на виду. Отступите в сторону и ограничьте свою привязанность Небом. Отказывайтесь от активного участия, избегайте тесных связей. Держите людей на расстоянии, но не отталкивайте их, внушайте уважение своим одиночеством. Приспосабливайтесь к обстоятельствам. Погрузитесь в ситуацию и выжидайте нужный момент. Умение вовремя отступить — это великая вещь.
Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент, который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент, поскольку он существует, должен быть основан, и ему “Книга Перемен” посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то всё же, он должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно, необходимо на некоторое время задержаться, т.е. “бежать” от возможной деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать момент этой задержки, то естественно, что в нём, в его пределах, никакая деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому, кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода его ситуации.
Внешний и Внутренний миры: Небо и Гора
Внутренний рост черпает творческую силу в уединении от мира.
Скрытая возможность: 44 (Переченье)
Устранение от активного участия содержит скрытую возможность соединения двух первичных сил.
Последовательность
Нельзя долго оставаться на одном месте. Осознание этого позволяет пользоваться бегством.
Определение
Бегство означает необходимое отступление.
Символ
Под небом стоит гора. Бегство.
Благородный человек отдаляет ничтожных людей.
Благородный человек не ненавидит их, а устрашает.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестёрка
При бегстве — хвост в опасности.
Не надо, чтобы предстояло, куда выступить.
Вы пойманы силой инерции, оставшейся от предыдущей жизненной ситуации. Сейчас важно оставаться на месте, где вас застали нынешние события. Имейте план, но пока не приводите его в исполнение.
Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода реминисценцией – воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации, по инерции будет продолжаться какая-то деятельность (“хвост”), то благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь постепенно человек может получить возможность действовать.
Линия 2
Шестёрка вторая
Чтобы удержать бегущего, нужна кожа жёлтой коровы.
Тогда никто не сможет выпустить это.
Держитесь за то, что имеете. Вы должны воздерживаться от активной деятельности. Работайте над тем, что у вас есть.
При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика жёлтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется жёлтый цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в “Книге Перемен” выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно качество пребывания в середине, т.е. недействия.
Линия 3
Девятка третья
Связанному беглецу будут болезнь и опасность.
Держащему слуг и служанок — счастье.
Дальнейшее отступление и уединение неблагоприятны. Вам лучше ограничиться пребыванием в кругу семьи и домашними радостями. Оставаясь в своих владениях, вы избегнете опасности.
Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте, бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как именно то, что вызывано самим бегством, т.е. данное качество переходит в свою противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за пределы своих, может быть, и ограниченных владений.
Линия 4
Девятка четвёртая
Хорошее бегство.
Благородному человеку — счастье.
Ничтожному человеку — несчастье.
Самоограничение приведёт к успеху. На это способен только человек с сильной волей, лишенный эгоизма — для такого человека путь будет открыт. Если мысли и поступки заурядны, путь будет закрыт.
Четвёртая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества, необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении того совета, который дается в первой. Поэтому на четвёртой позиции, где есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой, можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть, символизировано верхней триграммой, которая начинается четвёртой чертой, триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек большой внутренней культуры и большой воли.
Линия 5
Девятка пятая
Счастливое бегство.
Стойкость — к счастью.
Вы успешно осуществили задуманное. Продолжение начатого вполне благоприятно.
В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения призвано счастливым. В нём, само собой, необходима полная стойкость.
Линия 6
Наверху девятка
Летящее бегство.
Ничего неблагоприятного.
Вы переходите к активной деятельности (бегство от бегства). Перед вами открываются многообещающие перспективы.
Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются определённые качества данной позиции, постольку её можно рассматривать как бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне уместен.