Ши-хо (Стиснутые зубы): ши — есть, откусывать, жевать; покусывать, обгрызать; достигать, добираться до чего-либо; доходить до сути, отбрасывая несущественное; иероглиф изображает рот и знак предсказания, указывая на достижение истины через интуитивное осознание скрытого; хо— объединять, сводить воедино; стискивать зубы; прогрызать, сокрушать; звук голосов; иероглиф изображает сжатые челюсти в виде крышки, накрывающей горшок.
Свершение.
Благоприятно применение тюрем.
Казалось бы, предыдущая ситуация такова, что все силы, участвующие в ней, стоят в таком гармоническом взаимоотношении, что невозможно ничему нарушать это “созерцание”. Однако, как полное совершенство едва ли достижимо, так даже эта ситуация подвержена закону изменчивости. Она меняется в том отношении, что начинают приобретать значение оппозиционные элементы. Для того, чтобы выправить их разрушительную деятельность, необходимы активные мероприятия. Как совершенно чуждые, эти элементы, вклиниваясь в органическое целое данной ситуации, могут быть восприняты как нечто чуждое данной ситуации и поэтому с точки зрения её - пустое, не существующее, но нечто своей пустотой нарушающее и мешающее соединению элементов, исконно присущих данной ситуации. Как бы то ни было, чуждое мешает единству и должно быть уничтожено. Образ “стиснутых зубов” выражает, во-первых, восстановление нарушенного единства и, во-вторых, разрушение того, что попадает между зубами. Только такое активное очищение от чуждого приводит развитие к продвижению вперёд. И если здесь ещё нельзя говорить об окончательном уничтожении чуждого, то всё же ситуации благоприятствует ограничение свободы вредно действующих элементов. В переносном смысле это приложимо и к процессу познания, к тому именно моменту, когда к нему примешиваются ненужные и чуждые понятия, коренящиеся в прошлом опыте и недомыслии, в тот момент, когда от непосредственного созерцания нужно перейти к самому познавательному акту. Эти мешающие понятия должны быть подавлены.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Гром
Внутренняя сила пробивается через препятствие, чтобы распространиться как осознание во внешнем мире.
Скрытая возможность: 39 (Препятствие)
Решительное преодоление препятствий содержит скрытую возможность воссоздания трудной ситуации.
Последовательность
Там, где созерцание, есть место для объединения. Осознание этого позволяет преодолевать препятствия.
Определение
Стиснутые зубы означают решимость.
Символ
Гром и молния. Стиснутые зубы.
Властители древности прибегали к телесным наказаниям, чтобы обеспечить исполнение законов.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Хулы не будет.
Вы должны воздержаться от поступка, который может оказаться неправильным и причинить вред. Наденьте колодки для того, чтобы не пойти по неправильному пути. Никто не осудит вас за это.
При подавлении отрицательных и чуждых элементов следует стараться приметить их уже в самом начале, когда их воздействие ещё незначительно. Это одинаково и для практики и для познания. В познании эти чуждые элементы, – прежде усвоенные понятия, не имеющие отношения к познаваемому вновь и лишь отвлекающие от него, не могут быть корректированы из ещё не завершенного нового акта познания, но могут быть устранены благодаря разуму, выработанному, как они, в прошлом. Всё чуждое должно быть сразу же устранено, прежде чем оно приобретет силу, достаточную для активного сопротивления. Эта позиция – лишь начало всего процесса, здесь чуждые элементы ещё не окрепли. Кроме того, как это символически выражено световой линией, правильно занимающей подобающую позицию (нечётную), человек в таком положении обладает достаточными силами и возможностями для того, чтобы вовремя удержаться от отрицательного поступка, “надеть на ноги колодки и придавить пальцы на ногах”, чтобы не пойти по неверному пути.
Линия 2
Шестёрка вторая
Оно придавит твой нос.
Хулы не будет.
Препятствие, выраженное в образе мягкого мяса, вполне преодолимо. Но нужно действовать с оглядкой, иначе дышать (жить) станет трудно. Настойчивость поможет достичь успеха.
Хотя чуждое ещё и не окончательно окрепло, но оно уже может оказывать сопротивление. Пусть оно ещё слабо и выражено в образе мягкого мяса, но сквозь него необходимо уже прогрызаться, – “вцепиться зубами в мягкое мясо”. Однако, хотя это и нетрудно, т.е. нетрудно подавить зло, лишь начинающее действовать, оно всё же оказывает неожиданное сопротивление: если вцепиться зубами в большой кусок мягкого мяса, то оно придавит нос, и дышать (жить) будет трудно. Однако и здесь дело ещё поправимо, ибо выступает уже в гармонически действующем новое познание, а проступок ещё недостаточно оплотнел. Символически это выражено тем, что вторая, чётная, позиция занята слабой, податливой чертой.
Линия 3
Шестёрка третья
Вцепишься зубами в окостеневшее мясо — встретишь яд.
Небольшое сожаление.
Хулы не будет.
Преодолевая косность, корни которой находятся в прошлом, вы сталкиваетесь с отравой для познания. Выведите яд наружу. Не останавливайтесь на половине пути. Если вы попытаетесь приспособиться к ситуации, то вам придётся пожалеть об этом, но в целом вы находитесь на верном пути.
Если на предыдущей ступени податливость и слабость ещё и допустима, то здесь, на напряженной позиции кризиса она, символизирована слабой чертой, неправильно занимающей нечётную, световую позицию, уже недостаточна для преодоления зла. Если на первой позиции положение могло быть спасено прежде накопленным разумом, то здесь он выступает уже как нечто устаревшее, как яд. Изменившееся положение выражено в соответственно изменённых образах. Однако эта позиция – лишь позиция кризиса, но ещё не гибели.
Линия 4
Девятка четвёртая
Добудешь металлическую стрелу.
Благоприятна стойкость в затруднениях.
Счастье.
Не так трудно ранить добычу, как извлечь стрелу. Оцените достигнутое и поймите, что позволило вам добиться успеха. Так вы приобретете способность направлять свою силу и придавать форму вещам. Не оставляйте усилий. Путь открыт, несмотря на затруднения.
Воздействие чуждого становится всё сильнее, оно смешивает грани между добром и злом. Нужны большая внутренняя стойкость и сила (её наличие символизировано сильной чертой), для того, чтобы привести положение к счастливому исходу. Здесь не столь трудно напасть на зло, сколь трудно остаться незатронутым им. Не так трудно охотнику, выстрелив в добычу, ранить её до кости, как трудно тогда извлечь оттуда стрелу. Не трудно прокусить мясо, наросшее на кости, но не будет ли с зубами того же, что было со стрелой охотника, ранившего добычу до кости? Чтобы этого не случилось, нужна уже указанная стойкость.
Линия 5
Шестёрка пятая
Добудешь жёлтое золото.
Будешь стойким в опасности —
Хулы не будет.
Вам предстоит долгий и упорный труд, но тем более великим будет вознаграждение. Стойкость в сохранении достигнутого особенно затруднительна, но вам не придётся сожалеть о своём решении.
Отрицательные воздействия здесь окрепли уже настолько, что в контексте других образов они выражены в образе засохшего мяса: то, что должно быть податливо мягким, – мясо, – стало иссохшим и жестким. Но надо учесть, что пятая позиция, благоприятнейшая в гексаграмме для внешнего проявления всего процесса, символизирует самый благоприятный момент всей ситуации. Поэтому достижения здесь возможны, и они выражены в образе “жёлтого золота”. О символике жёлтого цвета уже было сказано во второй гексаграмме, поэтому здесь её объяснять излишне. Надо ещё только упомянуть, что в этих условиях активного преодоления зла весьма затруднительно стойкое сохранение достигнутого. Однако здесь может хватить сил и на преодоление этих трудностей.
Линия 6
Наверху девятка
Несчастье.
Вы остановились в своём развитии. Почему вы не слышите и не понимаете, что происходит? Путь закрыт. Займитесь самоанализом, иначе вам не на что надеяться.
Эта позиция – максимальное развитие зла, отсталости. Оно охватывает всего человека доверху. Точно колодка надета сверху на шею и прижимает уши так, что человек уже не услышит никаких увещеваний. Единственный выход из положения – это пресечь зло на более ранней ступени. Если же ситуация доведена до данной позиции, то в ней человек уже не будет склонен к исправлению.