22. Убранство

Би (Убранство): украшать, приукрашивать, быть украшением; элегантный, прекрасный; внутреннее достоинство во внешнем облике; энергичный, храбрый, страстный, неустрашимый; проявление мужества. Иероглиф изображает ракушки каури (знак достоинства) и цветы — то есть достоинство, связанное с красотой.
Свершение.
Малому благоприятно иметь, куда выступить.

Это время для украшения, облагораживания и совершенствования вещей (а также вас). В результате выявляются их внутренняя ценность и достоинство. Действуйте утонченно и с блеском. Проявите свою доблесть. Если вы сможете изменять облик вещей, не навязывая свою волю, это принесет пользу и просветление. Будьте как солнечный свет, проясняющий суть вещей и выявляющий их красоту. Пусть ваш облик будет исполнен красоты и величия. Не прерывайте начатого. Пусть внешнее убранство раскроет суть внутреннего замысла. Используйте постепенные перемены для достижения желаемого.

Если искус предыдущей ступени пройден правильно, если уже завоевано сравнительно мирное положение может быть обращено и на следующий за таким завоеванием этап культурного развития. Отрицательные элементы, паллиативы познания здесь уже подавлены, и можно установить новые критерии, проявить блеск познаний, приобретенных вновь. Все это – путь развития. Однако это развитие ограничивается лишь незначительными, чисто внешними нововведениями и не вносит ничего нового по существу. Эти нововведения – лишь блестящее украшение, уже потерявшее свою прежнюю ценность. Даже само название свидетельствует об этом, если мы проведем пиктографический анализ термина “би”. Если принять во внимание, что в данном иероглифе детерминатив “раковина”, то не напрашивается ли мысль, что когда-то в Китае раковины служили разменной единицей и лишь впоследствии они были заменены деньгами? (Современное слово “деньги” пишется с детерминативом “металл”.) Раковины, потеряв значение денег, сохранили все же значение “ценность”, “украшение”, что нетрудно усмотреть в комплексе иероглифов, имеющих “раковину” в качестве детерминатива и относящихся к предметам, связанным с понятиями ценностей и украшений. Хотя здесь и имеется в виду украшение, но это украшение лишь внешнее, и ему нельзя придавать большого значения, что засвидетельствовано отрицательной оценкой, данной Конфуцием этой гексаграмме, как сказано в энциклопедии “Люйши Чуньцю” (цитирую по Нагаи Кимпу “Сюэкисити”, см. под данной гексаграммой). Таким образом, для крупных и значительных дел данная гексаграмма предпринимать лишь не важные дела.

Внешний и Внутренний миры: Гора и Огонь

Внешний предел одерживает проявление внутренней яркости и осознания.

Скрытая возможность: 40 (Разрешение)

Украшение вашего внешнего облика содержит скрытую возможность освобождения от внутреннего напряжения.

Последовательность

Без созерцания нет объединения и завершения. Осознание этого позволяет пользоваться убранством.

Определение

Убранство отражает внутреннюю красоту.

Символ

Под горой горит огонь. Убранство.
Благородный человек проясняет суть вещей, не прибегая к судебной тяжбе.

Линии гексаграммы

Линия 1
Вначале девятка

Украсишь пальцы на ногах.
Оставь колесницу и иди пешком.

Принимайтесь за дело самостоятельно. Пусть стойкость будет вашим украшением. Не ищите легких путей.

Стремление украсить себя, с известной точки зрения, есть стремление скрыть свои недостатки и казаться не тем, чем человек является в действительности. Поэтому в данной ситуации лучше не украшать себя. На первой ступени тенденция к украшению еще не очень сильна, ибо процесс – лишь в начале, а так как начало гексаграммы внизу, то и в тексте дается образ украшения на пальцах ног. Но наряду с этим то, что надо украшениям противопоставить что-то реальное, чем должны служить ноги.

Линия 2
Шестерка вторая

Украсишь эту бороду и усы.


Вы совершенствуете и украшаете свое окружение. Проявляйте выдержку и терпение. Понадобится время, но связь с Небом уже установлена.

Украшение не оказывает дурного действия, если оно не поглощает человека целиком, если он может относится к нему с полной отрешенностью. Вторая черта данной гексаграммы – слабая, или в терминологии “Книги Перемен” “пустая”. Эта пустота символизирует здесь необходимую отрешенность, благодаря которой допустимы украшения. При этом человек не относит украшения к самому себе, а лишь к своему окружению. Если лицо есть наиболее индивидуализированное выражение личности, то баки, усы и борода лишь обрамляют лицо и символизируют не самого человека, а его ближайшее окружение.

Линия 3
Девятка третья

Разубранность. Разукрашенность.
Вечная стойкость — к счастью.


Проникнитесь новой идеей. Позвольте ей впитаться в ваше сознание, но пока не воплощайте ее в действительности. Путь открыт для вас и для тех, кто может последовать за вами.

Кризис этого отрицательного процесса выражается в том, что здесь он действует не столь интенсивно, и даже наибольшая пышность убранства не является здесь опасной. Однако это лишь ослабление отрицательного влияния данной ситуации, но не его исчезновение. Поэтому здесь все же необходимо активное сохранение стойкого отношения к, может быть, и соблазнительной красоте наряда – для достижения счастливого исхода всего процесса.

Линия 4
Шестерка четвертая

Разубранность. Белизна. Белый конь — точно летит.
Если бы не разбойник, был бы брак.

Это позиция самоотречения. Белизна Символизирует траур и стремление к совершенству, а образ летящего коня — освобожденный дух. Однако земное прочно удерживает вас, не давая отрешиться от повседневных дел. Ваша задача — уравновесить возвышенные устремления и обыденные желания.

Хотя данная позиция – это позиция самоотрешения, пустое стремление к украшению уже успевает возрасти настолько, что здесь оно оказывает на самоотрешение свое сильное влияние, лишая его даже сущности и превращая его лишь украшение. Эта позиция, правда, восприимчива к благотворным воздействиям остальных позиций данной гексаграммы, которые по отношению к ней символизируют (по мнению Вань И) просветленных учителей и добрых друзей, но здесь достижимо познание значения белого цвета (“белый конь”), понимаемого как противопоставление чистой самоотрешенности пестроте украшений. Этот “брак” здесь невозможен из-за действия “разбойника” – указанного выше стремления к украшению, отнимающего действительность даже у самоотрешения. “Разбойник” этот появляется здесь, по мнению Вань И, из-за недоверия к себе, свойственного человеку в таком жизненном положении, какое описывается на данной позиции.

Линия 5
Шестерка пятая

Украшение в саду на холме.
Связки подносимой парчи — убожество.
Сожаление. В конце концов — счастье.


Хотя вы добились некоторого успеха, но раздаваемые вами дары слишком скудны, чтобы облагодетельствовать других. Не делайте этого, иначе вас ожидает сожаление. Но ваши побуждения не пропадут впустую. Путь открыт: совершенствуйте свои качества.

Сама по себе пятая позиция благоприятна, но здесь она представлена слабой чертой, имеющей перед собой препятствие (верхнюю сильную черту). Поэтому она символизирует такого человека, который в процесса отказа от внешнего блеска во имя существенного, несмотря на свое положение, не развил достаточных сил для привлечения к себе помощи от более развитого человека. Хотя он и может раздавать дары (парча) – но дары его скудны и убоги. Поэтому его ожидает сожаление. Однако уже само стремление хотя бы такими дарами призвать себе помощь не оказывается бесплодным и рано или поздно приводит к счастью.

Линия 6
Наверху девятка

Белое украшение.
Хулы не будет.


Эта ситуация заканчивается скромно и достойно. Вы постигаете главное и осознаете свою цель, облачившись в одежды цвета траура и чистых намерений. Выбор сделан правильно.

Полное затмение мишуры украшений чем-либо по существу ценным невозможно в ситуации, описываемой в данной гексаграмме. Самой большое, что возможно здесь во время, когда заканчивается данная ситуация, – это подлинный отказ от пестроты украшений и допущение украшений белого цвета, символизирующих чистоту и непорочность.