20. Созерцание

Гуанъ (Созерцание): созерцать, смотреть издалека или с большой высоты; изучать, выдвигать суждения, строить догадки; прорицание; идея, точка зрения; наставлять, сообщать, указывать, делать известным; также: даосский монастырь, обсерватория, высокая башня. Иероглиф изображает птицу в сочетании со знаком «видеть».
Умой руки, но не приступай к жертвоприношению.
Владея правдой, будь не лицеприятен и строг.

Это время созерцать вещи без активного действия, с целью постижения их внутреннего смысла и определения верной перспективы. Пусть всё само появляется перед вами. Особенно пристально смотрите на те вещи, которые вы обычно не хотите видеть. Это время религиозной церемонии, когда совершается очищение, но жертвоприношение ещё только готовится. Будьте уверены в себе. Проникновение в суть вещей даст вам необходимое просветление. Руководствуйтесь указаниями духа. Пусть образы проходят перед вашим внутренним взором. Избавьтесь от предвзятых идей и убеждений. Будьте в согласии с окружающим и дайте ему место в своём внутреннем мире: тогда вы сможете охватить одним взглядом весь мир. Если вы хорошо подготовитесь, то вещи и события, на которые вы пытаетесь влиять, будут изменяться самопроизвольно. Об этом в Древнем Китае писали так: «Когда мудрец говорит, то весь мир слушает».

Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение, охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме, сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только момент, всё-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент, противоположный деятельности во внешнем. Всё для неё уже подготовлено, но человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания характеризуется полной правдивостью внутри и её внешним проявлением – строгостью и искренностью.

Внешний и Внутренний миры: Ветер (Дерево) и Земля

Отдалённые образы и события возникают на внутреннем плане, проходя перед мысленным взором.

Скрытая возможность: 23 (Разрушение)

Безстрастное созерцание содержит скрытую возможность избавления от устаревших идей и понятий.

Последовательность

Великий человек может видеть суть вещей. Осознание этого позволяет пользоваться созерцанием.

Определение

Посещение и созерцание добродетельны. Иногда присоединяешься (к другим), иногда ищешь их.

Символ

Ветер движется над землей. Созерцание.
Властители древности объезжали границы, чтобы обозреть всё царство.

Линии гексаграммы

Линия 1
Вначале шестёрка

Юношеское созерцание.
Ничтожному человеку не будет хулы.
Благородному человеку — сожаление.


Вы смотрите на вещи, как ребенок. Это хорошо, если всё, чего вы хотите,— приспособиться к окружающей обстановке. От юного ума нельзя требовать дальновидности. Но если вы хотите следовать путём зрелого человека, то вас ждёт сожаление.

Если на языке “Книги Перемен” “ничтожные люди” и противопоставляются “благородному человеку” с этической точки зрения, то их низкий моральный уровень здесь рассматривается как функция их познавательной недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости, ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания обладает “благородный человек”. Для него она есть результат недомыслия, т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие недальновидности может привести благородного человека только к сожалению. Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание юноши.

Линия 2
Шестёрка вторая

Созерцание украдкой.
Благоприятна стойкость женщины.

Вы смотрите на предметы и явления как бы из укрытия, тайно созерцая их и пытаясь повлиять на события. Это принесёт пользу, если вы предпочтёте действовать, как женщина (в Древнем Китае считалось, что женщина предрасположена к внутреннему созерцанию). Но если вы стремитесь к активному развитию, то такое положение вещей не может долго удовлетворять вас.

Недальновидность созерцания – это его замкнутость в узкой сфере своего эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена, окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на этой ступени ещё возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания.

Линия 3
Шестёрка третья

Созерцай наступление и отступление собственной жизни.

Жизнь предстаёт перед вами как обширная панорама, с приливами активной деятельности и отливами пассивного созерцания и самоанализа. Следите за этим движением, чтобы знать, когда следует выступить вперёд или остаться в стороне.

Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь собственная жизнь предстаёт человеку, как обширная панорама, и в ней человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и отступления вовнутрь для собственного усовершенствования.

Линия 4
Шестёрка четвёртая

Созерцай блеск страны.
Благоприятно тому, чтобы быть принятым, как гость у царя.


Вас пригласили на важный совещательный пост. Воспользуйтесь преимуществом приглашения от вышестоящих лиц; это принесёт пользу и просветление. Двигайтесь вперёд шаг за шагом. Вам предстоит долгий путь.

Созерцание должно расшириться ещё более. Уже и рамки целой жизни для него должны стать тесными, так как, хотя это и целая жизнь, но всего лишь индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за её пределы. Объектом созерцания здесь должны стать “блеск всей страны”, лучшие стороны жизни общества, то, что в нём выработано как ценности, перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям, быть приятым как гость у царя.

Линия 5
Девятка пятая

Созерцай собственную жизнь.
Благородному человеку не будет хулы.


Оглянитесь на свою жизнь и оцените свои достижения. Это поможет ответить на ваш вопрос. Там, где ваши поступки были безупречными, вы встречаетесь с проявлением своего истинного «я».

При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с созерцаемой жизнью общества. На неё он должен смотреть, как на собственную жизнь, и её недостатки принимать на свою ответственность.

Линия 6
Наверху девятка

Созерцай их жизнь.
Благородному человеку не будет хулы.


На высшей ступени созерцания достигается внутренняя свобода. Вы созерцаете и познаёте жизнь других людей и общества в целом, рассматривая себя как его частицу. Это помогает ответить на ваш вопрос. Вы не связаны с людьми в силу необходимости, но встречаетесь с ними по собственному желанию. Затем вы решаете, следует ли предпринять активное действие.

На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода. Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях. Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения такого рода, он был бы лишён содержания, стал бы внутренне пустым, если бы он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему, не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного развития, однако это только кажется на первый взгляд.