17. Последование

Суй (Последование): приходить или уходить в установленной последовательности; соответствовать, подчиняться; в стиле чего-либо, согласно общей идее; двигаться в одном направлении; следовать учению, школе или религии. Иероглиф изображает три следа, идущие один за другим.
Изначальное свершение.
Благоприятна стойкость.
Хулы не будет.

Вас увлекает мощная сила. Подчинитесь неизбежному ходу вещей и следуйте ему. Идите по тропе, проложенной для вас, по пути наименьшего сопротивления. Руководствуйтесь здравым смыслом. Вы участвуете в ряде событий, тесно связанных друг с другом. Это принесет пользу и просветление. Следуйте за призывом и отпустите то, что осталось в прошлом. Возникает новый центр осознания. Избавьтесь от жестких взглядов, чтобы старые привычки могли исчезнуть. Весь мир следует циклу времен года; вы же следуете за изначальной идеей, присущей потоку событий.

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходито для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования.

Внешний и Внутренний миры: Водоем и Гром

Слова поощрения, произнесенные во внешнем мире, пробуждают новую энергию изнутри. Сочетание триграмм подчеркивает необходимость предпринять новое действие.

Скрытая возможность: 53 (Течение)

Следование образцу, личности или процессу содержит скрытую возможность постепенного осознания своих желаний.

Последовательность

Вольность приводит к последованию. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Последование означает движение с потоком сущего.

Символ

Среди туманов гремит гром. Последование.
Благородный человек следует за другими, чтобы получить паузу для передышки.

Линии гексаграммы

Линия 1
Вначале девятка

В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью.
Если, выйдя из ворот, будешь связан с правильным для тебя, будет успех.


Необходимо следить за изменениями правящего и следовать за ними, но не вплоть до слепого подчинения. Путь открыт. Если вы покинете привычное место и сделаете правильный выбор, то достигнете первоначального результата.

В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь – это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха.

Линия 2
Шестерка вторая

Сблизишься с малыми детьми —
Утратишь возмужалых людей.


Менее опытное должно следовать за более опытным. Нарушив этот принцип, вы рискуете утратить направление. Сейчас вы одни, без союзников, и должны приспосабливаться к тому, что встает у вас на пути.

Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой движение).

Линия 3
Шестерка третья

Сблизишься с возмужалыми людьми —
Утратишь малых детей.
В последовании будешь искать и обретешь.
Благоприятно пребывание в стойкости.


Сделав решительный выбор, вы восстанавливаете естественный ход вещей. Необходимость начинать заново приводит к исканиям, но при надлежащей выдержке и терпении желаемое будет достигнуто.

Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и за развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал.

Линия 4
Девятка четвертая

Если в последовании захватишь что-нибудь,
То стойкость — к несчастью.
Если будешь обладать правдой, пребывая на верном пути,
То понимание прояснится.
Какая может быть хула?


Ваша задача — не в обретении, а в доследовании. Если вы следуете за кем-либо из корыстных побуждений, путь будет закрыт (несчастье). Определите своё место в жизни. Обладая правдой (связь с духами), вы не сойдете с правильного пути. Тогда вы поймёте, за чем нужно следовать. Это может быть новым началом для вас.

Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретённое настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему.

Линия 5
Девятка пятая

Будь правдив с прекрасным.
Счастье.


Стремление к совершенству благоприятно, так как в ситуации есть связь с духами. Ваше доверие к выбранному пути непоколебимо. Путь открыт (счастье).

Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования – гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии “Книги Перемен” называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме пятую, наиболее деятельную позицию.

Линия 6
Наверху шестерка

Свяжись с тем, что добыто.
Соединись с тем, за кем следуешь.
Царю надо совершить жертвоприношение у Западной горы.


Ситуация заканчивается, но многое уже достигнуто, и было бы неразумно рвать связь с прошлым и связь времен в целом. Восстановление этой связи Символизируется жертвоприношением у Западной горы (священная гора Цзи во времена династии Чжоу).

Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, что добыто на предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е. горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем.