Юй (Вольность): готовый, подготовленный; соблюдать меры предосторожности, приводить в порядок, подготавливать; радостный, довольный, счастливый; находить удовольствие, увлеченность, энтузиазм; немедленная реакция, готовность к действию. Иероглиф изображает ребенка, едущего на слоне. Это подразумевает, что состояние готовности позволяет вам реагировать без промедления.
Благоприятствует возвышению князей и движению войск.
Это время для накопления сил и ресурсов для встречи с неизвестным будущим. Благодаря этому вы сможете действовать немедленно и адекватно, когда придет нужное время. Вы можете находить удовольствие в разнообразии сущего. Проникая в его суть, вы движетесь вместе с потоком событий. Набирайте помощников и наделяйте их полномочиями, чтобы ваши силы были готовы развернуться в любой ситуации. Накопленная энергия высвобождается внезапно, словно вырастая из земли. Имейте ясную цель и учитесь приспосабливаться, чтобы сохранять гибкость. Небо и Земля взаимодействуют, создавая времена года и управляя мириадами явлений и событий. Такими были и мудрецы древности. Они могли мгновенно реагировать, находя выход из любой ситуации, а внутренняя добродетельность защищала их от вреда.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность которого – активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы - вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония будет в его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов (представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. “Книга Перемен” сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной власти.
Внешний и Внутренний миры: Гром и Земля
Внутренняя деятельность накапливает силу, позволяющую мгновенно реагировать в случае необходимости.
Скрытая возможность: 39 (Препятствие)
Накопление резервов для встречи с неизвестным содержит скрытую возможность повтора трудной ситуации.
Последовательность
Смирение и обладание великим дают возможность реагировать на любую ситуацию. Осознание этого позволяет пользоваться вольностью.
Определение
Вольность означает бдительность в праздности.
Символ
Гром стремительно исходит из земли. Вольность.
Правители древности пробуждали радость для превозношения силы и добродетели.
Провозглашение вольности —
Несчастье.
Не обращайтесь к другим за поддержкой, иначе путь будет закрыт. Вы еще не созрели для достижения собственной цели. Ждите реальных указаний к действию и реагируйте на них.
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости мира, а именно: “когда расцвет достигает полноты, то необходимо наступает упадок”. Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять бдительность. Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая деятельность не приводит к счастью.
Будь крепче, чем камень, но
Не до конца дня.
Стойкость — к счастью.
Самоограничение уже неблагоприятно для вас, оно сковывает ваше восприятие. Больше не нужно терять ни одного дня. Путь открыт. Выверите свою позицию и освободите накопленную энергию.
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он именно выражается на этой второй позиции (центральной – “сосредоточенность”; триграмма “земля”, “покой”). И именно эти качества дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их спорадичность.
Заглядишься на вольность — раскаешься.
Промедлишь — и будет раскаяние.
Не медлите: пассивная созерцательность лишь приведет к сомнению и сожалению. Обеспечивайте все необходимое самыми простыми и действенными способами. Вы не пожалеете об этом.
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость самоограничения и бдительности. Здесь легко “заглядеться” на вольность, а тем самым допустить задержку развития, “промедлить”. Но всякое промедление есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться.
Исходи из вольности.
Обладание великим — доступно.
Не сомневайся.
Друзья соберутся вокруг тебя, как волосы вокруг шпильки.
Эта единственная сильная позиция: остальные группируются вокруг нее, как волосы вокруг шпильки. Отбросьте сомнения. Теперь для вас возможно достижение самой великой цели. Помощь тех, кто желает присоединиться к вам, будет неоценимой.
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, “покрывающие шпильку”, группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная черта в триграмме “молния”), лежащая на подготовленной почве (в триграмме “земля” – покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых широких целей и неуместно никакое сомнение.
Стойкость — к болезни, но
Постоянное не умрет.
Чрезмерные усилия могут привести к болезни или психологическому расстройству. Продолжайте начатое, но с оглядкой. Это не смертельно. Сосредоточенность открывает неисчерпаемый источник силы.
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция – четвертая, и ей подчинены остальные. Но пятая и шестая – расположены над ней, это выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и, как правило, благоприятной позицией.
Омраченная вольность.
Совершаемое минует.
Хулы не будет.
Ситуация переросла себя, и теперь вы блуждаете во тьме. Не делайте вид, будто вы совершили нечто великое. Оно уже миновало, и пора готовиться к новому циклу.
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет собою увлечение в “пустую абстракцию”, как результат перерезвития данного процесса.
Благоприятствует возвышению князей и движению войск.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность которого – активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы - вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония будет в его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов (представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. “Книга Перемен” сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной власти.
Внешний и Внутренний миры: Гром и Земля
Внутренняя деятельность накапливает силу, позволяющую мгновенно реагировать в случае необходимости.
Скрытая возможность: 39 (Препятствие)
Накопление резервов для встречи с неизвестным содержит скрытую возможность повтора трудной ситуации.
Последовательность
Смирение и обладание великим дают возможность реагировать на любую ситуацию. Осознание этого позволяет пользоваться вольностью.
Определение
Вольность означает бдительность в праздности.
Символ
Гром стремительно исходит из земли. Вольность.
Правители древности пробуждали радость для превозношения силы и добродетели.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестерка
Несчастье.
Не обращайтесь к другим за поддержкой, иначе путь будет закрыт. Вы еще не созрели для достижения собственной цели. Ждите реальных указаний к действию и реагируйте на них.
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости мира, а именно: “когда расцвет достигает полноты, то необходимо наступает упадок”. Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять бдительность. Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая деятельность не приводит к счастью.
Линия 2
Шестерка вторая
Будь крепче, чем камень, но
Не до конца дня.
Стойкость — к счастью.
Самоограничение уже неблагоприятно для вас, оно сковывает ваше восприятие. Больше не нужно терять ни одного дня. Путь открыт. Выверите свою позицию и освободите накопленную энергию.
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он именно выражается на этой второй позиции (центральной – “сосредоточенность”; триграмма “земля”, “покой”). И именно эти качества дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их спорадичность.
Линия 3
Шестерка третья
Заглядишься на вольность — раскаешься.
Промедлишь — и будет раскаяние.
Не медлите: пассивная созерцательность лишь приведет к сомнению и сожалению. Обеспечивайте все необходимое самыми простыми и действенными способами. Вы не пожалеете об этом.
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость самоограничения и бдительности. Здесь легко “заглядеться” на вольность, а тем самым допустить задержку развития, “промедлить”. Но всякое промедление есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться.
Линия 4
Девятка четвертая
Обладание великим — доступно.
Не сомневайся.
Друзья соберутся вокруг тебя, как волосы вокруг шпильки.
Эта единственная сильная позиция: остальные группируются вокруг нее, как волосы вокруг шпильки. Отбросьте сомнения. Теперь для вас возможно достижение самой великой цели. Помощь тех, кто желает присоединиться к вам, будет неоценимой.
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, “покрывающие шпильку”, группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная черта в триграмме “молния”), лежащая на подготовленной почве (в триграмме “земля” – покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых широких целей и неуместно никакое сомнение.
Линия 5
Шестерка пятая
Постоянное не умрет.
Чрезмерные усилия могут привести к болезни или психологическому расстройству. Продолжайте начатое, но с оглядкой. Это не смертельно. Сосредоточенность открывает неисчерпаемый источник силы.
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция – четвертая, и ей подчинены остальные. Но пятая и шестая – расположены над ней, это выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и, как правило, благоприятной позицией.
Линия 6
Наверху шестерка
Омраченная вольность.
Совершаемое минует.
Хулы не будет.
Ситуация переросла себя, и теперь вы блуждаете во тьме. Не делайте вид, будто вы совершили нечто великое. Оно уже миновало, и пора готовиться к новому циклу.
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет собою увлечение в “пустую абстракцию”, как результат перерезвития данного процесса.