Гу (Порча/Исправление): гниющий, отравленный; кишечные черви, ядовитые насекомые; злая магия; совращать, искажать, околдовывать; безпорядок, ошибка; восстановление, исправление. Иероглиф изображает ядовитых насекомых в горшке, используемом для колдовства.
Изначальное свершение.
Благоприятен брод через великую реку.
Будь бдителен за три дня до начала и три дня после начала.
Это время порчи, распада и скрытой угрозы. В нём содержится вызов: вы должны найти источник порчи и устранить его, чтобы положить начало новому циклу. Вы столкнулись с чем-то, что оказалось порочным — например, как в выражении: грехи отцов падут на детей. Найдите источник и измените его сущность или устраните его. Войдите в поток жизни с ясной и осмысленной целью. Это принесет пользу и просветление. Тщательно готовьтесь к переменам. Наблюдайте за их началом и по возможности направляйте их развитие. Пробудите скрытый потенциал. Это позволит исправить положение и восстановить нарушенный порядок.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого, что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. – Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а не оно само. Но всё вышеизложенное – лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация – это не только порча, но и исправление доведённого отцами до порчи. Эта порча – лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно и опасно, как “брод через великую реку”. Но, несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, “нужны три дня для предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего закрепления [его результатов]“.
Внешний и Внутренний миры: Гора и Ветер (Дерево)
Внешний предел препятствует росту, приводя к порче.
Скрытая возможность: 54 (Невеста)
Поиск источника порчи содержит скрытую возможность постепенного осознания своего потенциала.
Последовательность
Развращённость в последовании приводит к порче. Осознание этого позволяет преодолеть порчу.
Определение
Устранение порчи приводит к стабильности.
Символ
Под горой дует ветер. Порча.
Благородный человек побуждает подданных следовать путём силы и добродетели.
Исправление испорченного отцом.
Если есть сын, то усопшему хулы не будет.
Хотя опасно, но в конце концов — счастье.
Вы столкнулись с порчей, корни которой находятся в прошлом. Если вы будете поступать, как сын, принимающий ответственность за дела отца, то никто не сможет упрекнуть вас. Вам угрожает опасность, гневный призрак, который стремится отомстить живущим. Борьба с ним откроет путь для развития.
Всякая порча – это результат не одного дня, она появляется после многих поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить особенное развитие в классической стране культа предков – в Китае. Весь смысл бытия сына – исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции имеется в виду ещё не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность положения, исход можно ожидать счастливым.
Исправление испорченного матерью.
Невозможна стойкость.
Вы столкнулись с более глубокой порчей, вызванной искажением принципов заботы и поддержки. Упорство и настойчивость в данной ситуации бесполезны. Вы должны сосредоточиться на осознании причин сложившегося положения; со временем вы увидите выход из него.
Вторая позиция – это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как чётная, предрасположена к пассивности, а для исправления проступков матери встаёт внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то, что ею оставлено. И всё-таки это положение небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Её наличие символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным.
Исправление испорченного отцом.
В мелочах будет раскаяние.
Не будет большой хулы.
Вы столкнулись с порочностью власти или тех, кто её олицетворяет. Подчинённые, сотрудничавшие с нею, испытают раскаяние и сожаление. Вы должны иметь чёткую цель и ясное намерение, иначе не избежать серьёзной ошибки.
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нём уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому раскаянию в нём. Однако необходимость исправления порчи, основное содержание всей ситуации, – здесь самое важное, и, несмотря на некоторую осложнённость процесса, он не будет иметь дурного исхода.
Усугубление испорченного отцом.
Если выступишь, то увидишь сожаление.
Вы лишь усугубляете порчу, созданную другими, и умножаете нанесённый вред. Вам нужно воздержаться от действия, иначе вы утратите направление, и останется лишь сожалеть о содеянном.
Основной смысл четвертой позиции – это самоотдача, ибо здесь уже совершён переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления, и отдачу себя окружению; но в нём порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придётся пожалеть, когда наступит пора, более предрасположенная для деятельности.
Исправление испорченного отцом.
Необходима похвала.
Вы снова имеете дело с порочностью власть предержащих. Не атакуйте её в лоб. Используйте похвалу для достижения желаемого и уточнения поставленной цели.
Пятая позиция – позиция максимального раскрытия внутренних сил и способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им.
Возвеличишь и прославишь своё дело.
Политика и бизнес не должны вас заботить. Вы не находитесь на виду, но ваши дела говорят сами за себя. Вы трудитесь в уединении, подготавливая почву для будущих свершений.
Верхняя позиция – это момент, когда отступает на задний план специфика данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой порче и в силу этого не участвует в её исправлении. Здесь человек не участвует в жизни других людей, что на языке “Книги Перемен”, памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он – выше жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела.
Изначальное свершение.
Благоприятен брод через великую реку.
Будь бдителен за три дня до начала и три дня после начала.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого, что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. – Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а не оно само. Но всё вышеизложенное – лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация – это не только порча, но и исправление доведённого отцами до порчи. Эта порча – лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно и опасно, как “брод через великую реку”. Но, несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, “нужны три дня для предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего закрепления [его результатов]“.
Внешний и Внутренний миры: Гора и Ветер (Дерево)
Внешний предел препятствует росту, приводя к порче.
Скрытая возможность: 54 (Невеста)
Поиск источника порчи содержит скрытую возможность постепенного осознания своего потенциала.
Последовательность
Развращённость в последовании приводит к порче. Осознание этого позволяет преодолеть порчу.
Определение
Устранение порчи приводит к стабильности.
Символ
Под горой дует ветер. Порча.
Благородный человек побуждает подданных следовать путём силы и добродетели.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестёрка
Если есть сын, то усопшему хулы не будет.
Хотя опасно, но в конце концов — счастье.
Вы столкнулись с порчей, корни которой находятся в прошлом. Если вы будете поступать, как сын, принимающий ответственность за дела отца, то никто не сможет упрекнуть вас. Вам угрожает опасность, гневный призрак, который стремится отомстить живущим. Борьба с ним откроет путь для развития.
Всякая порча – это результат не одного дня, она появляется после многих поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить особенное развитие в классической стране культа предков – в Китае. Весь смысл бытия сына – исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции имеется в виду ещё не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность положения, исход можно ожидать счастливым.
Линия 2
Девятка вторая
Исправление испорченного матерью.
Невозможна стойкость.
Вы столкнулись с более глубокой порчей, вызванной искажением принципов заботы и поддержки. Упорство и настойчивость в данной ситуации бесполезны. Вы должны сосредоточиться на осознании причин сложившегося положения; со временем вы увидите выход из него.
Вторая позиция – это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как чётная, предрасположена к пассивности, а для исправления проступков матери встаёт внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то, что ею оставлено. И всё-таки это положение небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Её наличие символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным.
Линия 3
Девятка третья
Исправление испорченного отцом.
В мелочах будет раскаяние.
Не будет большой хулы.
Вы столкнулись с порочностью власти или тех, кто её олицетворяет. Подчинённые, сотрудничавшие с нею, испытают раскаяние и сожаление. Вы должны иметь чёткую цель и ясное намерение, иначе не избежать серьёзной ошибки.
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нём уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому раскаянию в нём. Однако необходимость исправления порчи, основное содержание всей ситуации, – здесь самое важное, и, несмотря на некоторую осложнённость процесса, он не будет иметь дурного исхода.
Линия 4
Шестёрка четвёртая
Усугубление испорченного отцом.
Если выступишь, то увидишь сожаление.
Вы лишь усугубляете порчу, созданную другими, и умножаете нанесённый вред. Вам нужно воздержаться от действия, иначе вы утратите направление, и останется лишь сожалеть о содеянном.
Основной смысл четвертой позиции – это самоотдача, ибо здесь уже совершён переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления, и отдачу себя окружению; но в нём порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придётся пожалеть, когда наступит пора, более предрасположенная для деятельности.
Линия 5
Шестёрка пятая
Исправление испорченного отцом.
Необходима похвала.
Вы снова имеете дело с порочностью власть предержащих. Не атакуйте её в лоб. Используйте похвалу для достижения желаемого и уточнения поставленной цели.
Пятая позиция – позиция максимального раскрытия внутренних сил и способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им.
Линия 6
Наверху девятка
Не служи ни царю, ни князю.Возвеличишь и прославишь своё дело.
Политика и бизнес не должны вас заботить. Вы не находитесь на виду, но ваши дела говорят сами за себя. Вы трудитесь в уединении, подготавливая почву для будущих свершений.
Верхняя позиция – это момент, когда отступает на задний план специфика данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой порче и в силу этого не участвует в её исправлении. Здесь человек не участвует в жизни других людей, что на языке “Книги Перемен”, памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он – выше жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела.