Дин (Жертвенник): котел с тремя ножками и двумя ушками, священный сосуд для приготовления жертвоприношений и ритуальных трапез; Символ основания рода или династии; вместилище; содержать, удерживать; превращать, преображать; освящать, устанавливать связь с духами; основывать, устанавливать; сведущий, совершенный. Древний иероглиф изображал вопрошение духов.
Изначальное счастье.
Свершение.
Жертвенник Символизирует духовное преображение и связь с миром духов. Он наделяет вас способностью изменять свою жизненную ситуацию с помощью образов. Вы должны вглядываться в глубину проблемы, изучая ее суть, пока не поймете глубинный смысл происходящего. Это откроет путь и обеспечит успех. Будьте решительны и не бойтесь избавиться от старых привычек. Пользуясь жертвенником, вы можете испытать духовное обновление. Жертвенник подразумевает использование Символов и осознание их внутренней силы. Мудрецы древности пользовались этой силой для связи с великими духами и для совершенствования добродетели.
Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное. Треножный жертвенник – вот образ данной ситуации. Его треноги гарантируют устойчивость; так после динамического момента наступает статический. Но здесь дело обстоит несколько сложнее, и образ данной гексаграммы надо рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что внизу мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, понимаемое здесь как топливо, а наверху мы имеем триграмму ли, которая обозначает огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие и новые пути развития всех ситуаций. Но здесь пока берется лишь устойчивый момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных чертах. Общий же афоризм здесь крайне краток, он говорит только о начале нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения. Кроме того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся значительной порче, ибо в разных изданиях “Книги Перемен” мы здесь находим разные тексты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом на работе Вань И, постольку мы придерживаемся его издания.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Ветер (Дерево)
Внутренняя субстанция питает и расширяет растущий свет сознания.
Скрытая возможность: 43 (Выход)
Преображение с помощью жертвенника содержит скрытую возможность для четких и решительных действий.
Последовательность
При смене старого на новое необходимы жертвы. Признание этого позволяет пользоваться жертвенником.
Определение
Жертвенник подразумевает преображение.
Символ
Над деревом огонь. Жертвенник.
Благородный человек изменяет обстоятельства, чтобы скрепить свою судьбу.
Жертвенник был опрокинут вверх ногами.
Благоприятствует изгнанию упадка.
Наложницу берут ради ее потомства.
Хулы не будет.
Что-то мешает процессу трансформации. Вам придется перевернуть некоторые вещи с ног на голову, чтобы преодолеть препятствие, даже если при этом придется выйти за рамки обычных представлений.
Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть целиком отметена, с другой же стороны, – в том, чтобы стремиться к высшим позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что является остатком от предыдущих ошибок. Но при этом остаткам предыдущего можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль, которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например, “Дао дэ цзин”), что “по сыну узнают мать”. Поскольку здесь предполагается дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от остатков предыдущих ошибок, постольку здесь говорится о благоприятном исходе данной позиции.
Жертвенник полон.
У моих противников нужда, но она меня не достигнет.
Счастье.
Ситуация благоприятствует вам, в то время как ваши противники находятся в трудном положении. Путь открыт.
На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях, переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами.
Ушки жертвенника изменены.
В действии будут препятствия.
Жиром фазана не насытишься.
Как только пойдет дождь, так он и иссякнет.
Раскаяние. Но в конце концов — счастье.
Происходит изменение условий и обстоятельств, которые раньше казались неизменными. Вы пытаетесь разобраться в происходящем, но это так же трудно, как насытиться жиром фазана (как известно, у фазана очень постное мясо). Должно произойти какое-то событие, которое разрядит ситуацию. Несмотря на трудности, путь будет открыт.
Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья черта – самая середина жертвенника, представляет собой то место, где у него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой же стороны, образ жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет сил, которые должны быть приобретены. Поэтому “Книга Перемен” здесь говорит о жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Поэтому жир фазана – это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому здесь делается упоминание о конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если данная позиция пройдена правильно.
У жертвенника подломилась нога.
Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан.
Несчастье.
Что бы вы ни задумали, не делайте этого. Вам предстоит горькое разочарование, и все ваши надежды будут разрушены. Путь закрыт.
При выходе вовне в данной ситуации должна быть была бы быть помощь со стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная точка деятельности человека, занимающего эту позицию, лишена всякой устойчивости. Надежность такой позиции “Книги Перемен” выражает путем развития образа жертвенника, у которого подломлена нога.
У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.
Благоприятна стойкость.
Ваши планы созрели, вы нашли твердую почву под ногами. Теперь у вас есть способ выражения своих идей. Действуйте без колебания.
Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает собою сильную черту, т.е. в конечном счете, те накопленные силы, которые выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации.
У жертвенника яшмовая дужка.
Великое счастье.
Ничего неблагоприятного.
Яшма Символизирует гармоническое развитие всех качеств. Вы готовы к преображению своей жизни. Перед вами открывается великий путь. Ваши поступки принесут пользу окружающим.
В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на ней, говорится уже не о золотой дужке, а яшмовой дужке, ибо яшма в арсенале китайской образности является символом гармонической полноты развития всех высших качеств.
Изначальное счастье.
Свершение.
Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное. Треножный жертвенник – вот образ данной ситуации. Его треноги гарантируют устойчивость; так после динамического момента наступает статический. Но здесь дело обстоит несколько сложнее, и образ данной гексаграммы надо рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что внизу мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, понимаемое здесь как топливо, а наверху мы имеем триграмму ли, которая обозначает огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие и новые пути развития всех ситуаций. Но здесь пока берется лишь устойчивый момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных чертах. Общий же афоризм здесь крайне краток, он говорит только о начале нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения. Кроме того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся значительной порче, ибо в разных изданиях “Книги Перемен” мы здесь находим разные тексты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом на работе Вань И, постольку мы придерживаемся его издания.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Ветер (Дерево)
Внутренняя субстанция питает и расширяет растущий свет сознания.
Скрытая возможность: 43 (Выход)
Преображение с помощью жертвенника содержит скрытую возможность для четких и решительных действий.
Последовательность
При смене старого на новое необходимы жертвы. Признание этого позволяет пользоваться жертвенником.
Определение
Жертвенник подразумевает преображение.
Символ
Над деревом огонь. Жертвенник.
Благородный человек изменяет обстоятельства, чтобы скрепить свою судьбу.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестерка
Жертвенник был опрокинут вверх ногами.
Благоприятствует изгнанию упадка.
Наложницу берут ради ее потомства.
Хулы не будет.
Что-то мешает процессу трансформации. Вам придется перевернуть некоторые вещи с ног на голову, чтобы преодолеть препятствие, даже если при этом придется выйти за рамки обычных представлений.
Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть целиком отметена, с другой же стороны, – в том, чтобы стремиться к высшим позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что является остатком от предыдущих ошибок. Но при этом остаткам предыдущего можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль, которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например, “Дао дэ цзин”), что “по сыну узнают мать”. Поскольку здесь предполагается дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от остатков предыдущих ошибок, постольку здесь говорится о благоприятном исходе данной позиции.
Линия 2
Девятка вторая
Жертвенник полон.
У моих противников нужда, но она меня не достигнет.
Счастье.
Ситуация благоприятствует вам, в то время как ваши противники находятся в трудном положении. Путь открыт.
На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях, переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами.
Линия 3
Девятка третья
Ушки жертвенника изменены.
В действии будут препятствия.
Жиром фазана не насытишься.
Как только пойдет дождь, так он и иссякнет.
Раскаяние. Но в конце концов — счастье.
Происходит изменение условий и обстоятельств, которые раньше казались неизменными. Вы пытаетесь разобраться в происходящем, но это так же трудно, как насытиться жиром фазана (как известно, у фазана очень постное мясо). Должно произойти какое-то событие, которое разрядит ситуацию. Несмотря на трудности, путь будет открыт.
Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья черта – самая середина жертвенника, представляет собой то место, где у него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой же стороны, образ жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет сил, которые должны быть приобретены. Поэтому “Книга Перемен” здесь говорит о жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Поэтому жир фазана – это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому здесь делается упоминание о конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если данная позиция пройдена правильно.
Линия 4
Девятка четвертая
У жертвенника подломилась нога.
Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан.
Несчастье.
Что бы вы ни задумали, не делайте этого. Вам предстоит горькое разочарование, и все ваши надежды будут разрушены. Путь закрыт.
При выходе вовне в данной ситуации должна быть была бы быть помощь со стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная точка деятельности человека, занимающего эту позицию, лишена всякой устойчивости. Надежность такой позиции “Книги Перемен” выражает путем развития образа жертвенника, у которого подломлена нога.
Линия 5
Шестерка пятая
У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.
Благоприятна стойкость.
Ваши планы созрели, вы нашли твердую почву под ногами. Теперь у вас есть способ выражения своих идей. Действуйте без колебания.
Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает собою сильную черту, т.е. в конечном счете, те накопленные силы, которые выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации.
Линия 6
Наверху девятка
У жертвенника яшмовая дужка.
Великое счастье.
Ничего неблагоприятного.
Яшма Символизирует гармоническое развитие всех качеств. Вы готовы к преображению своей жизни. Перед вами открывается великий путь. Ваши поступки принесут пользу окружающим.
В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на ней, говорится уже не о золотой дужке, а яшмовой дужке, ибо яшма в арсенале китайской образности является символом гармонической полноты развития всех высших качеств.