Гэ (Смена): сдирать кожу; линять, линька; радикальная перемена, обновление; мятеж, переворот; кожа, кожаные доспехи, солдаты; устранять, отрезать, аннулировать, отменять. Иероглиф изображает шкуру животного, натянутую на раму.
Если до последнего дня будешь полон правды,
То будут изначальное свершение и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.
Это время, когда змея сбрасывает кожу, когда радикальные перемены обновляют весь сонм вещей. Избавляйтесь от старого. Устраняйте бесполезное, чтобы очистить путь для нового. Уничтожайте то, что испортилось или пришло в упадок. Действуйте решительно и уверенно: духи благоприятствуют вам. Отриньте былые раздоры и болезненные воспоминания. Чувствуйте себя обновленным с каждым наступающим днем.Ваши сомнения и печали исчезнут. Это время, когда Небо и Земля обновляют друг друга, а люди выполняют небесные предначертания.
В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение – кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей “Книге Перемен” как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется “изначальным свершением”, и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами “благоприятна стойкость”. Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации.
Внешний и Внутренний миры: Водоем (Туман) и Огонь
Изменение внутреннего осознания избавляет, открывая новые вдохновляющие возможности.
Скрытая возможность: 44 (Переченье)
Обновление через избавление от старого содержит скрытую возможность соединения двух первичных сил.
Последовательность
Дао колодца не позволяет обновлять вещи. Признание этого позволяет пользоваться сменой.
Определение
Смена подразумевает уход отжившего.
Символ
В центре тумана горит огонь. Смена.
Благородный человек соразмеряет ход времени со сменой времен года.
Для укрепления перемени кожу желтой коровы.
Вы крепко связаны с прошлым и еще не можете двигаться вперед. Будьте открыты для нового импульса, когда он придет.
Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) – при помощи кожи. Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, – образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы.
Лишь по окончании дня производи смену!
Поход — к счастью. Хулы не будет.
Пришло время для перемен и обновления. Действуйте решительно. Приведите вещи в порядок. Путь открыт, ничто не препятствует вам.
Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым.
Поход — к несчастью. Стойкость ужасна.
Речь трижды коснется смены - лишь тогда к ней будет доверие.
Сейчас не время для выступления или установления дисциплины. Путь закрыт. Вы встретились с опасностью, корни которой находятся в прошлом. Подождите, пока призыв к действию не прозвучит трижды. Не упорствуйте в своих заблуждениях.
После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит “Книга Перемен”, лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно.
Владея правдой, изменишь судьбу.
Счастье. Раскаяние исчезнет.
Действуйте без тени сомнения. Вы призваны исполнить небесное предначертание. В ситуации есть связь с духами. Время пришло, путь открыт. Все сомнения и печали исчезнут.
Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли - огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает.
Великий человек подвижен, как тигр.
И до гадания он уже владеет правдой.
Когда времена меняются, великие люди преображаются вместе с ними. Они стремительно переходят от одного состояния к другому. Им не нужно оракула, чтобы понять, что делать.
При максимальном выявлении смены на пятой позиции “Книга Перемен” указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п.
Благородный человек подвижен, как барс.
У ничтожного человека меняется лицо.
Поход — к несчастью.
Стойкое пребывание на месте — к счастью.
Когда времена меняются, благородный человек действует подобно барсу, но без агрессивности тигра: его поступки исполнены красоты и изящества. Ничтожный же человек может отреагировать на перемены лишь изменением лица — то есть чисто внешне. Выступление неблагоприятно. Оставайтесь там, где вы есть, и работайте над совершенствованием своих качеств.
Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем “выражение своего лица”. Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества.
Если до последнего дня будешь полон правды,
То будут изначальное свершение и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.
В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение – кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей “Книге Перемен” как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется “изначальным свершением”, и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами “благоприятна стойкость”. Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации.
Внешний и Внутренний миры: Водоем (Туман) и Огонь
Изменение внутреннего осознания избавляет, открывая новые вдохновляющие возможности.
Скрытая возможность: 44 (Переченье)
Обновление через избавление от старого содержит скрытую возможность соединения двух первичных сил.
Последовательность
Дао колодца не позволяет обновлять вещи. Признание этого позволяет пользоваться сменой.
Определение
Смена подразумевает уход отжившего.
Символ
В центре тумана горит огонь. Смена.
Благородный человек соразмеряет ход времени со сменой времен года.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Для укрепления перемени кожу желтой коровы.
Вы крепко связаны с прошлым и еще не можете двигаться вперед. Будьте открыты для нового импульса, когда он придет.
Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) – при помощи кожи. Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, – образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы.
Линия 2
Шестерка вторая
Лишь по окончании дня производи смену!
Поход — к счастью. Хулы не будет.
Пришло время для перемен и обновления. Действуйте решительно. Приведите вещи в порядок. Путь открыт, ничто не препятствует вам.
Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым.
Линия 3
Девятка третья
Поход — к несчастью. Стойкость ужасна.
Речь трижды коснется смены - лишь тогда к ней будет доверие.
Сейчас не время для выступления или установления дисциплины. Путь закрыт. Вы встретились с опасностью, корни которой находятся в прошлом. Подождите, пока призыв к действию не прозвучит трижды. Не упорствуйте в своих заблуждениях.
После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит “Книга Перемен”, лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно.
Линия 4
Девятка четвертая
Владея правдой, изменишь судьбу.
Счастье. Раскаяние исчезнет.
Действуйте без тени сомнения. Вы призваны исполнить небесное предначертание. В ситуации есть связь с духами. Время пришло, путь открыт. Все сомнения и печали исчезнут.
Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли - огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает.
Линия 5
Девятка пятая
И до гадания он уже владеет правдой.
Когда времена меняются, великие люди преображаются вместе с ними. Они стремительно переходят от одного состояния к другому. Им не нужно оракула, чтобы понять, что делать.
При максимальном выявлении смены на пятой позиции “Книга Перемен” указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п.
Линия 6
Наверху шестерка
Благородный человек подвижен, как барс.
У ничтожного человека меняется лицо.
Поход — к несчастью.
Стойкое пребывание на месте — к счастью.
Когда времена меняются, благородный человек действует подобно барсу, но без агрессивности тигра: его поступки исполнены красоты и изящества. Ничтожный же человек может отреагировать на перемены лишь изменением лица — то есть чисто внешне. Выступление неблагоприятно. Оставайтесь там, где вы есть, и работайте над совершенствованием своих качеств.
Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем “выражение своего лица”. Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества.