Сунь (Убыль): уменьшать, забирать, умалять; слабый, смиренный; угрожать, терять, портить, вредить; винить, критиковать; предлагать жертву, сдаваться, отдавать; ждать, пока все успокоится; сосредоточиваться. Иероглиф изображает руку, держащую ритуальный сосуд с подношением для духов.
Обладателю правды — изначальное счастье.
Хулы не будет.
Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Что нужно для жертвоприношения?
И двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.
Умаление делает вещи меньше и легче, ближе к духам и идеальной сути вещей. Собирайте свою энергию и посылайте ее вверх. Воздерживайтесь от страстей и эмоциональных увлечений. Уменьшите степень личного участия в делах. Это откроет путь для вас. Имейте план и следуйте ему. Умаление необходимо для того, чтобы возрастание могло иметь место. Внешний предел установлен для проявления внутреннего развития. Нечто важное возвращается. Не держитесь за вещи, иначе потеряете правильный путь. Сначала это тяжело, но позволяет вам быть разносторонним и меняться в соответствии с требованиями времени. Уменьшайте то, что внизу, и укрепляйте то, что вверху. Уменьшайте ян, укрепляйте инь. Это соединит вас с духом текущего момента.
Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами, может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в афоризме “Книги Перемен” убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь жертвенных чаш. Здесь “Книга Перемен” советует ограничиться хотя бы двумя. При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма.
Внешний и Внутренний миры: Гора и Водоем (Туман)
Внешний предел ограничивает активное участие, стимулируя внутреннее развитие.
Скрытая возможность: 24 (Возврат)
Воздержание от эмоций и умаление страстей содержат скрытую возможность возвращения к источнику.
Последовательность
Разрешение отпускает вещи. Признание этого позволяет пользоваться убылью. Разрешение приносит успокоение.
Определение
Убыль содержит начало роста.
Символ
Под горой стелется туман. Убыль.
Благородный человек воздерживается от гнева и ограничивает страсти.
Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не будет.
Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.
Оставьте действия, направленные на достижение личной выгоды. Ограничьте свой эгоизм и двигайтесь по намеченному пути.
Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на задний план, ибо самое правильное ограничение себя – это ограничение своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному выше пути.
Благоприятна стойкость.
Поход — к несчастью.
Прибавь к тому, чего не убавляешь.
Вы находитесь в равновесии, поэтому сейчас благоприятно сохранять достигнутое положение. Укрепляйте качества, помогающие вам отказаться от внешних соблазнов.
Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию – ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу.
Если идут трое, они убудут на одного человека.
Если идет один человек, то он найдет своего друга.
Это время для того, чтобы действовать вдвоем с партнером. Если вы одиноки, то найдете друга. Если вы были членом группы, она уменьшится.
На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне. Поэтому здесь афоризм в “Книге Перемен” звучит скорее как простая констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в данной гексаграмме сильнее, третья и пятая – слабые, т.е. на пятой позиции в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны, в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно благотворное влияние шестой.
Убавь свою торопливость.
Но даже если и будешь спешить — будет веселье.
Хулы не будет.
Вы слишком торопитесь осуществить свое желание, но даже в этом нет ничего неблагоприятного. Сохраняйте достоинство, и у вас будет повод для радости.
Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает, ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств самого человека.
Можно и увеличить то, в чем недостаток.
Черепаха — оракул ценой в десять связок монет.
От его указаний невозможно уклониться.
Изначальное счастье.
Для понимания этой позиции нужно знать, что в Древнем Китае черепаха считалась священным культовым животным, а по ее панцирю производилось гадание. Таким образом, ситуация весьма благоприятна. Путь открыт, ничто не противоречит вам.
Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст, попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма – во второй позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное, рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека, они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной деятельности по угашению эгоистических черт характера человека.
Прибавь к тому, чего не убавляешь.
Хулы не будет. Стойкость — к счастью.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Обретешь столько подданных, что уже не будет самостоятельных домов.
Отказ от эгоизма приводит к объединению многих людей вокруг вашей идеи. Конечно, так они частично утрачивают свою самостоятельность, но приобретают силу для совместных действий. В целом ситуация уже исчерпана, и на смену убыли приходит приумножение.
Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра. Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм, бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности. Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме, служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать следующая гексаграмма.
Обладателю правды — изначальное счастье.
Хулы не будет.
Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Что нужно для жертвоприношения?
И двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.
Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами, может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в афоризме “Книги Перемен” убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь жертвенных чаш. Здесь “Книга Перемен” советует ограничиться хотя бы двумя. При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма.
Внешний и Внутренний миры: Гора и Водоем (Туман)
Внешний предел ограничивает активное участие, стимулируя внутреннее развитие.
Скрытая возможность: 24 (Возврат)
Воздержание от эмоций и умаление страстей содержат скрытую возможность возвращения к источнику.
Последовательность
Разрешение отпускает вещи. Признание этого позволяет пользоваться убылью. Разрешение приносит успокоение.
Определение
Убыль содержит начало роста.
Символ
Под горой стелется туман. Убыль.
Благородный человек воздерживается от гнева и ограничивает страсти.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не будет.
Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.
Оставьте действия, направленные на достижение личной выгоды. Ограничьте свой эгоизм и двигайтесь по намеченному пути.
Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на задний план, ибо самое правильное ограничение себя – это ограничение своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному выше пути.
Линия 2
Девятка вторая
Благоприятна стойкость.
Поход — к несчастью.
Прибавь к тому, чего не убавляешь.
Вы находитесь в равновесии, поэтому сейчас благоприятно сохранять достигнутое положение. Укрепляйте качества, помогающие вам отказаться от внешних соблазнов.
Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию – ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу.
Линия 3
Шестерка третья
Если идет один человек, то он найдет своего друга.
Это время для того, чтобы действовать вдвоем с партнером. Если вы одиноки, то найдете друга. Если вы были членом группы, она уменьшится.
На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне. Поэтому здесь афоризм в “Книге Перемен” звучит скорее как простая констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в данной гексаграмме сильнее, третья и пятая – слабые, т.е. на пятой позиции в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны, в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно благотворное влияние шестой.
Линия 4
Шестерка четвертая
Убавь свою торопливость.
Но даже если и будешь спешить — будет веселье.
Хулы не будет.
Вы слишком торопитесь осуществить свое желание, но даже в этом нет ничего неблагоприятного. Сохраняйте достоинство, и у вас будет повод для радости.
Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает, ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств самого человека.
Линия 5
Шестерка пятая
Черепаха — оракул ценой в десять связок монет.
От его указаний невозможно уклониться.
Изначальное счастье.
Для понимания этой позиции нужно знать, что в Древнем Китае черепаха считалась священным культовым животным, а по ее панцирю производилось гадание. Таким образом, ситуация весьма благоприятна. Путь открыт, ничто не противоречит вам.
Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст, попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма – во второй позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное, рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека, они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной деятельности по угашению эгоистических черт характера человека.
Линия 6
Наверху девятка
Прибавь к тому, чего не убавляешь.
Хулы не будет. Стойкость — к счастью.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Обретешь столько подданных, что уже не будет самостоятельных домов.
Отказ от эгоизма приводит к объединению многих людей вокруг вашей идеи. Конечно, так они частично утрачивают свою самостоятельность, но приобретают силу для совместных действий. В целом ситуация уже исчерпана, и на смену убыли приходит приумножение.
Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра. Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм, бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности. Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме, служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать следующая гексаграмма.