Цзи-цзи (Уже конец): цзи (в смысле «уже») — завершенный, законченный; знак прошедшего времени; то, что есть; данность; иероглиф изображает человека, склонившегося над миской, который уже приступил к еде; цзи (в смысле «конец») — переправляться через реку, преодолевать препятствие; оказывать помощь, приносить облегчение; успешно завершать, заканчивать; иероглиф изображает воду, текущую по ровному дну, что указывает на брод, место переправы через реку.
Свершение. Малому благоприятна стойкость.
В начале — счастье.
В конце беспорядок.
Действие уже началось. Вы переправляетесь через поток событий. Все находится в надлежащем порядке, ваш замысел осуществляется. Это благоприятная ситуация, которая дает вам преимущество. Вы сможете достичь успеха через малые дела, внимательно наблюдая за ходом процесса. Начало открывает путь, но попытка завершения лишь создает беспорядок. Вкладывайте свои усилия в то, что уже происходит; глубоко обдумывайте проблемы, чтобы предвидеть грозящие опасности и вовремя противостоять им. Вы на правильном пути. Продолжайте работать.
В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части “Книги Перемен”, здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется “уже конец”. Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории “Книги Перемен” на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится сильные черты, а на четных, слабых позициях – слабые. В данной гексаграмме все черты расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции – слабыми. Казалось бы, в этом дается образ такого гармонического развития и результаты его, которые не предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается как нечто малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента, когда оно станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития малого. Стойкость и устойчивость, охарактеризованные расположением черт данной гексаграммы, здесь благоприятствует всему процессу. Но именно здесь необходимо принять во внимание другой закон, существующий в теории “Книги Перемен” и состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою противоположность. Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже, последняя гексаграмма представляет собою полную противоположность данной. Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое упоминается данным текстом, то именно это счастье приводит также к необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит в конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти через данную ситуацию, называемую в “Книге Перемен” “уже конец”, необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для правильного переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы увидим ниже, этот хаос, представляет собою нечто аморфное, послужит тем материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл, начинающийся с творчества, и т.д.
Внешний и Внутренний миры: Вода и Огонь
Внутреннее осознание соединяется с готовностью рисковать во внешнем мире.
Скрытая возможность: 64 (Еще не конец)
Пересечение потока событий содержит скрытую возможность постоянного накопления энергии.
Последовательность
Избыток вещей ведет к переполнению. Осознание этого позволяет найти брод через реку.
Определение
Уже конец означает расстановку по своим местам.
Символ
Вода над огнем. Уже конец.
Благородный человек предвидит несчастье и предпринимает меры для его предотвращения.
Затормозишь колеса — подмочишь хвост.
Хулы не будет.
Ситуация нуждается в быстром преодолении. Задержка может быть гибельной. Что бы вы ни делали — делайте это быстрее.
Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил хвост.
Жена потеряет занавеси на колеснице.
Не гонись — через семь дней получишь.
Что-то ценное было утрачено. Не ищите его. Когда придет время, вы обретете то, что потеряли.
В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так и для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы для него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес на колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски потерянных занавесей не могут здесь привести ни к какому результату. Когда в дальнейшем наступит время (а оно, безусловно, может наступить), тогда все будет восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе. Здесь это недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему.
Высокий предок идет в поход на страну бесов.
И в три года побеждает ее.
Ничтожным людям — не действовать.
Вы начинаете большое дело, завершение которого потребует долгого времени. Без борьбы не обойтись. Будьте решительны и твердо придерживайтесь выбранного пути. Не уподобляйтесь ничтожествам, которые отказываются от действия, когда сталкиваются с препятствиями.
В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не страну бесов. Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима лишь тому, кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка, как его называет “Книга Перемен”, эта победа дается не даром. Нужен длительный срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в таких условиях действовать нельзя.
Промокнешь,
И на парче будут лохмотья.
До конца дней соблюди запреты.
Будьте осторожны. Ваши достижения не вечны, они могут исчезнуть в один момент. Вы пересекаете реку на лодке, которая протекает. Не ослабляйте бдительности.
Преддверие хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое достижение не остается навеки в руках достигнувшего.
Корова, убитая у восточных соседей,
Не сравнится с небольшой жертвой западных соседей.
Если будешь правдивым, то поистине найдешь свое счастье.
Не сравнивайте себя с богатыми людьми и с теми, кто облечен властью. Сейчас самое главное — искренность. Будьте верны своим принципам и делайте то, что можете. Тогда путь будет открыт, и вы обретете благословение.
Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде, в которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации. Не пышность и роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы – вот что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в который он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается данный афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма – огонь – приписана к востоку, а верхняя триграмма – вода – к западу. То, что было достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех позициях, здесь уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние позиции, и приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то, что человек уносит с собой, устремляясь к хаосу, то, что является его неотъемлемым, ему лично принадлежащим, только это может привести к благополучию. И это незначительное, та малая жертва, о которой говорится в тексте, есть не что иное, как внутренняя устойчивость и правдивость, умение исходить из самого себя.
Намочишь голову.
Ужас.
Вы погрузились слишком глубоко и утратили направление. Вам угрожает опасность, корни которой находятся в прошлом. Пора найти выход из этой ситуации.
В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса было счастье, в конце его – хаос. Шестая позиция представляет собою переход к этому хаосу. “Книга Перемен” не говорит, что здесь человеку грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужас данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос с головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего творчества.
Свершение. Малому благоприятна стойкость.
В начале — счастье.
В конце беспорядок.
В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части “Книги Перемен”, здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется “уже конец”. Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории “Книги Перемен” на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится сильные черты, а на четных, слабых позициях – слабые. В данной гексаграмме все черты расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции – слабыми. Казалось бы, в этом дается образ такого гармонического развития и результаты его, которые не предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается как нечто малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента, когда оно станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития малого. Стойкость и устойчивость, охарактеризованные расположением черт данной гексаграммы, здесь благоприятствует всему процессу. Но именно здесь необходимо принять во внимание другой закон, существующий в теории “Книги Перемен” и состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою противоположность. Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже, последняя гексаграмма представляет собою полную противоположность данной. Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое упоминается данным текстом, то именно это счастье приводит также к необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит в конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти через данную ситуацию, называемую в “Книге Перемен” “уже конец”, необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для правильного переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы увидим ниже, этот хаос, представляет собою нечто аморфное, послужит тем материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл, начинающийся с творчества, и т.д.
Внешний и Внутренний миры: Вода и Огонь
Внутреннее осознание соединяется с готовностью рисковать во внешнем мире.
Скрытая возможность: 64 (Еще не конец)
Пересечение потока событий содержит скрытую возможность постоянного накопления энергии.
Последовательность
Избыток вещей ведет к переполнению. Осознание этого позволяет найти брод через реку.
Определение
Уже конец означает расстановку по своим местам.
Символ
Вода над огнем. Уже конец.
Благородный человек предвидит несчастье и предпринимает меры для его предотвращения.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Хулы не будет.
Ситуация нуждается в быстром преодолении. Задержка может быть гибельной. Что бы вы ни делали — делайте это быстрее.
Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил хвост.
Линия 2
Шестерка вторая
Жена потеряет занавеси на колеснице.
Не гонись — через семь дней получишь.
Что-то ценное было утрачено. Не ищите его. Когда придет время, вы обретете то, что потеряли.
В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так и для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы для него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес на колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски потерянных занавесей не могут здесь привести ни к какому результату. Когда в дальнейшем наступит время (а оно, безусловно, может наступить), тогда все будет восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе. Здесь это недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему.
Линия 3
Девятка третья
Высокий предок идет в поход на страну бесов.
И в три года побеждает ее.
Ничтожным людям — не действовать.
Вы начинаете большое дело, завершение которого потребует долгого времени. Без борьбы не обойтись. Будьте решительны и твердо придерживайтесь выбранного пути. Не уподобляйтесь ничтожествам, которые отказываются от действия, когда сталкиваются с препятствиями.
В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не страну бесов. Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима лишь тому, кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка, как его называет “Книга Перемен”, эта победа дается не даром. Нужен длительный срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в таких условиях действовать нельзя.
Линия 4
Шестерка четвертая
Промокнешь,
И на парче будут лохмотья.
До конца дней соблюди запреты.
Будьте осторожны. Ваши достижения не вечны, они могут исчезнуть в один момент. Вы пересекаете реку на лодке, которая протекает. Не ослабляйте бдительности.
Преддверие хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое достижение не остается навеки в руках достигнувшего.
Линия 5
Девятка пятая
Корова, убитая у восточных соседей,
Не сравнится с небольшой жертвой западных соседей.
Если будешь правдивым, то поистине найдешь свое счастье.
Не сравнивайте себя с богатыми людьми и с теми, кто облечен властью. Сейчас самое главное — искренность. Будьте верны своим принципам и делайте то, что можете. Тогда путь будет открыт, и вы обретете благословение.
Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде, в которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации. Не пышность и роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы – вот что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в который он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается данный афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма – огонь – приписана к востоку, а верхняя триграмма – вода – к западу. То, что было достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех позициях, здесь уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние позиции, и приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то, что человек уносит с собой, устремляясь к хаосу, то, что является его неотъемлемым, ему лично принадлежащим, только это может привести к благополучию. И это незначительное, та малая жертва, о которой говорится в тексте, есть не что иное, как внутренняя устойчивость и правдивость, умение исходить из самого себя.
Линия 6
Наверху шестерка
Намочишь голову.
Ужас.
Вы погрузились слишком глубоко и утратили направление. Вам угрожает опасность, корни которой находятся в прошлом. Пора найти выход из этой ситуации.
В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса было счастье, в конце его – хаос. Шестая позиция представляет собою переход к этому хаосу. “Книга Перемен” не говорит, что здесь человеку грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужас данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос с головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего творчества.