57. Прикосновение

Сунь (Проникновение): проникать, входить, вкладывать; податливый, сговорчивый, послушный, снисходительный, покорный; добровольно подчиняться, уступать; опора, основание, фундамент; также: ветер, погода; дерево, растение с корнями и ветвями. Иероглиф изображает вещи, расположенные на основе, которая незаметно проникает в них.
Малому развитие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.

Это время роста для корней ветвей, время ровных ветров. Осторожно и бережно проникайте в суть любой ситуации. Будьте незаметным, гибким и изворотливым. Не навязывайте свою волю, но не теряйте чувство цели. Это принесет успех и позволит обрести просветление. Ищите людей, которые помогут в осуществлении ваших замыслов. Уравновешивайте одни события другими, гармонизируйте обстановку. Будьте скромны и скрывайте свои добродетели. Приспосабливайтесь к меняющимся обстоятельствам.

Во время странствия человек проникает во все новые места. И это содержание предыдущей ситуации – проникновение – рассматривается здесь как самостоятельный момент. Поэтому данная гексаграмма называется Проникновение. Но проникнуть во что-нибудь, в какую-нибудь инородную среду можно лишь постепенно. Поэтому лишь в малом может быть здесь развитие. Конечно, окрепнув, оно может идти и дальше, и человек может достигнуть своей цели – свидания с тем, что выше его самого, с тем, кто назван на языке “Книги Перемен” великим человеком. Образно и графически это проникновение малого выражено в том, что данная гексаграмма состоит из повторения триграммы сунь, в которой одна теневая черта находится под двумя световыми. Теневые, слабые черты на технической терминологии “Книги Перемен” обозначают малое, а световые, сильные черты – великое. Поскольку движение черт идет снизу вверх, постольку здесь в образе самой триграммы уже указано проникновение чего-то малого и незначительного, которое может быть лишь очень мягким и податливым. А это тоже черты, закрепленные комментаторской литературы за триграммой сунь.

Внутренний и Внешний миры: Ветер (Дерево) и Ветер (Дерево)

Мягкое проникновение распространяется наружу изнутри, связывая вещи и соединяя их.

Скрытая возможность: 38 (Разлад)

Мягкое проникновение в ситуацию содержит скрытую возможность превращения конфликта в творческое противоречие.

Последовательность

В странствии теряешь надежное место для пребывания. Осознание этого позволяет пользоваться проникновением.

Определение

Проникновение означает скрытое воздействие.

Символ

Ветер за ветром. Проникновение.
Благородный человек отдает распоряжения, чтобы ускорить события.

Линии гексаграммы

Линия 1 
Вначале шестерка 

Наступление и отступление.
Благоприятна стойкость воина.


Отбросьте нерешительность. Возможно, вам придется несколько раз наступать и отступать, но выдержка и настойчивость позволят добиться успеха. Если промедлите, цель окажется недостижимой.

Когда нечто малое выступает вперед, то оно не может обладать большой силой для решительного движения. Поэтому первое выступление и первый момент проникновения характеризуются нерешительностью. Человек то наступает, то отступает. Но длительное пребывание в таком колеблющемся состоянии может привести лишь к остановке на данной позиции или, иными словами, к сохранению качеств, от которых следует отходить. С такими качествами человек ни во что не сможет проникнуть. Когда проникновение требуется всей жизненной обстановкой в данной ситуации, тогда для успешного развития здесь необходимо собрать все силы, которыми располагает человек, и решительно двинуться вперед, двинуться со стойкостью и мужеством, которыми обладает воин.

Линия 2 
Девятка вторая 

Проникновение находится ниже ложа.
Использование писцов и волхвов вызовет смущение.
Счастье.
Хулы не будет.


Действуйте скрытно и осторожно. Сочетайте пережитый опыт (выраженный в образе писца) с интуицией и предвидением (выраженными в образе волхва). Это вызовет некоторое смущение, но пойдет вам на пользу. Путь открыт.

Вторая позиция выражается иногда в образе поверхности земли, иногда же, как здесь, в образе ложа, на котором лежит человек. Но поскольку это проникновение началось уже на предыдущей позиции, постольку здесь и говорится о том, что оно находится ниже ложа. Однако на данной позиции, несмотря на то, что проникновение уже начато (в переводе на язык мышления – начато продвижение в познаваемое), человек может еще не до конца доверять силам своего познания. С одной стороны, ему необходимо учесть весь свой опыт, нужно записать его для новой необходимой деятельности в память, которая в этом отношении похожа на писца; с другой стороны, ему необходимо предвидение будущих событий, а эта способность у авторов “Книги Перемен” осознавалась в образе волхва. Человек может, таким образом, обратиться к своей способности памяти и к своей способности предвидения в то время, как ему следовало бы отдаться ясной деятельности познания. Недоверие к своим силам памяти и предвидения приводит все же его к тому, что он может прибегнуть к помощи своих сил познания. И если они связаны с положительным, уже сложившимся знанием, то в результате вся ситуация может быть развернута в положительную сторону.

Линия 3 
Девятка третья 

Многократное проникновение. Сожаление.

Вы выбиваетесь из сил. Успокойтесь, иначе положение лишь усложнится, и вы собьетесь с пути.

Предыдущая ситуация характеризовала внутреннюю жизнь. Здесь намечается выход вовне. Если деятельность познания на предыдущей ступени выступала как нечто положительное, то здесь от познания необходим переход к действию. Если бы человек остановился только на одном познании и все снова и снова прибегал бы к нему, то оно, не обогащенное опытом действия, привело бы его к поверхности знаний. Если даже эти акты познания были бы многочисленны, то все же время было бы упущено и человеку пришлось бы пожалеть о том, что силы, которые он тратит на данной позиции, он не истратил на предыдущей.

Линия 4 
Шестерка четвертая 

Раскаяние исчезнет.
На охоте добудешь троякое.


Поле действий открыто для вас, как для охотника. Ваши тревоги и сожаления исчезнут. Сейчас вы можете достигнуть чего-то важного.

Если человек достигает четвертой позиции, то, значит, он сумел преодолеть все те ошибки, в которых ему нужно было бы раскаиваться. Так он искупает свое раскаяние. Здесь он может двигаться дальше к достижению своей цели. И в этой погоне за целью, в такой “охоте”, как говорит “Книга Перемен”, он может достигнуть результатов именно в силу прошлых ошибок. Если здесь говорится о трояком, то только потому, что все сильные черты (кроме пятой, совершенно самостоятельной) по закону противоположностей тяготеют к данной четвертой, слабой черте.

Линия 5 
Девятка пятая 

Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет.
Ничего неблагоприятного.
Не в твоей власти начало, но в твоей власти конец.
Но обдумай это дело и за три дня до его свершения,
И через три дня после его свершения.
Счастье.


Начало происходящих событий находится не в вашей власти, но они благоприятны для вас и тех, кто с вами связан. Путь открыт. Глубоко обдумывайте поступки. Испытав решение на практике, ждите результата, чтобы при необходимости внести коррективы.

Человек достигает здесь завершения процесса проникновения, и его напутствует “Книга Перемен” только указанием на необходимость сохранения стойкости. Уже это гарантирует благоприятный исход. Но при этом важно осознать две вещи. Во-первых, то, что начало процесса (поскольку оно определено причинной связью всех предыдущих поступков) не во власти самого человека. И только здесь активным вмешательством в свою судьбу человек может добиться того, что конец процесса может зависеть от его действия. Прошлое необходимо, будущее свободно. Но когда человек сам берется за построение своей будущей судьбы, требуется глубокое обдумывание поступков. “Книга Перемен” говорит о том, что за три дня до поступка его надо обдумать и, свершив поступок, испытав свою мысль в практике, необходимо еще и еще ее обдумывать, для того чтобы в соответствии с ней направлять свою деятельность.

Линия 6 
Наверху девятка 

Проникновение находится ниже ложа.
Потеряешь свои средства на странствие.
Стойкость — к несчастью.


Сейчас не время ворошить старые ссоры и возвращаться к нерешенным проблемам. Это закроет путь. Не упорствуйте, а постарайтесь взглянуть на происходящее с другой точки зрения.

Цель данной ситуации была достигнута уже на предыдущей позиции. Поэтому на шестой мы встречаем нормальным для “Книги Перемен” афоризм, говорящий о ненадежности данной позиции. Здесь опять говорится о том, что проникновение находится под ложем, т.е. делается упоминание о первой черте. Но возвращение к ней совершенно невозможно. Таким образом, силы для дальнейшего развития уже истрачены, истрачены средства на странствие, как говорит “Книга Перемен”. И стойкое сохранение этой позиции, которой противопоставляется выход из всей ситуации, может привести лишь к неудаче.