Фын (Изобилие): богатый урожай; плодородный, многочисленный, изобильный; роскошный, богатый; наполнение до переизбытка; полнота, кульминация; зрелый, пышный, великолепный, толстый; преувеличивать; слишком много; обладать многочисленными талантами, друзьями, богатствами. Иероглиф изображает переполненный сосуд и колосья зерна, рог изобилия.
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся. Надо солнцу быть в середине своего пути.
Это время благоденствия и достатка, символом которого является рог изобилия. Улыбайтесь и сияйте, как полуденное солнце. Излучайте добрые чувства, щедрость и поддержку. Представьте себя царём, чья власть наделяет подданных достатком и делает их счастливыми. Такое время не может длиться вечно. Когда солнце проходит зенит, оно начинает опускаться. После полнолуния луна идёт на ущерб. Земля и Небо наполняют и опустошают всё сущее. Не жалейте об этом. Забудьте о грусти и унынии, дарите свет и радость.
В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведён. Если всё это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая наполнена до краёв. Но само изобилие и полнота действительны лишь в динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий царь, то и здесь безпокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так и изобилие должно простираться на всех.
Внешний и Внутренний миры: Гром и Огонь
Внутреннее тепло и свет насыщают мир, даруя ему изобилие. Совмещённые триграммы обозначают плоды завершённых дел.
Скрытая возможность: 28 (Переразвитие великого)
Щедрость и изобилие содержат скрытую возможность мощной концентрации индивидуальной энергии.
Последовательность
Обретение своего места (брак) приводит к величию. Осознание этого позволяет пользоваться изобилием.
Определение
Изобилие подразумевает величие.
Символ
Гром и молния сходятся вместе. Изобилие.
Благородный человек прибегает к тяжбе, чтобы свершилось правосудие.
Встретишь подобного себе хозяина.
Даже если ты равен с ним, хулы не будет.
Если отправишься, то будешь награждён.
Удачная встреча с человеком, который может помочь и многому научить вас. В ваших отношениях нет места зависти и соперничеству. Время благоприятствует продолжительной поездке.
Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже структурой самой гексаграммы. Внутри – это огонь, солнце, свет, излучающейся во все стороны. Вовне – это возбуждение, молния. Как из светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому “Книга Перемен” говорит здесь о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции и всех остальных необходимо принять во внимание ещё следующее. Один из древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, – “Хун фань”, говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твёрдостью характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твёрдость и непреклонность характера преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика. При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в данном памятнике, принять во внимание, в чём проявляется их сила или слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым – слабую. Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю мягкость и обходительность политики. В переводе на символику “Книги Перемен”, как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли, соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми, у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы, соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта стоит в соответствии с четвёртой, тоже сильной чертой.
Сделаешь плотными свои занавеси,
Так что среди дня увидишь Большую Медведицу.
Если выступишь, то попадёшь под сомнение и ненависть.
Если владеешь правдой, то будь открыт.
Счастье.
Вы сомневаетесь в себе и не уверены в своих действиях. Вас окружает плотная завеса, отчего кажется, что вокруг темно, как ночью. Возможны недоверие и даже ненависть к вам. Необходимо раскрыть свою внутреннюю правду, чтобы преодолеть сомнения. Тогда путь будет открыт.
Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри, а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне, постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвёртая черта для второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только ещё в себе самом нашёл это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка “Книги Перемен” эти занавеси – не что иное, как сомнения в возможности действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, ещё не приступивший к действию – раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие внутренней правды наступит, то исход будет счастливым.
Сделаешь плотным свой полог,
Так что среди дня увидишь Полярную Звезду.
Сломаешь правый локоть.
Хулы не будет.
Сомнения становятся всё сильнее, ваша деятельность сильно затруднена. Если вы перестанете испытывать неуверенность в собственных силах, то сможете избежать задержки или даже большой беды.
Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится всё полнее и полнее, но всё ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая черта. Всё сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая Медведица, то здесь ночь ещё темнее, так что видна самая незаметная маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить её к контексту, где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у человека. Затруднённость его действий выражена в образе перелома правой руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во внимание всё то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата.
Сделаешь плотными свои занавеси,
Так что среди дня увидишь Большую Медведицу.
Встретишь равного себе хозяина.
Счастье.
Хотя сомнения продолжаются, вы вновь встречаетесь с человеком, который помогает вам на первой позиции. Его поддержка окажет решающее влияние. Путь открыт.
Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но её значение несколько шире, чем только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где “гроза” помещена над “солнцем”. Поэтому здесь, на четвёртой позиции, когда мы переходим к верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает человека густой непроглядной мглой, напоминающей тёмную ночь. Постольку четвёртая черта стоит в соответствии с первой, где упоминался образ хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, всё же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции.
Придешь с блеском.
Будут поддержка и хвала.
Счастье.
Ваша жизнь вступает в пору расцвета. Вы получаете награды и похвалы за свои усилия. Путь открыт.
Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной гексаграммы есть созвучие, постольку здесь “Книга Перемен” говорит о той хвале, которая предстоит человеку. Вообще “Книга Перемен” чаще всего говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах даётся упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно.
Сделаешь обильным своё жилище.
Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь на свою дверь.
И в тиши не будет никого.
Три года ни с кем не встретишься.
Несчастье.
Вы не делитесь своим достоянием с другими и замыкаетесь в себе, лишь изредка выглядывая наружу. Тем самым вы обрекаете себя на долгое одиночество. Винить некого, кроме самого себя. Путь закрыт.
На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей. “Книга Перемен” говорит о его трёхлетнем одиночестве. Под тремя годами разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны – те три позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая, конечно, и саму третью позицию.
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся. Надо солнцу быть в середине своего пути.
В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведён. Если всё это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая наполнена до краёв. Но само изобилие и полнота действительны лишь в динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий царь, то и здесь безпокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так и изобилие должно простираться на всех.
Внешний и Внутренний миры: Гром и Огонь
Внутреннее тепло и свет насыщают мир, даруя ему изобилие. Совмещённые триграммы обозначают плоды завершённых дел.
Скрытая возможность: 28 (Переразвитие великого)
Щедрость и изобилие содержат скрытую возможность мощной концентрации индивидуальной энергии.
Последовательность
Обретение своего места (брак) приводит к величию. Осознание этого позволяет пользоваться изобилием.
Определение
Изобилие подразумевает величие.
Символ
Гром и молния сходятся вместе. Изобилие.
Благородный человек прибегает к тяжбе, чтобы свершилось правосудие.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале девятка
Встретишь подобного себе хозяина.
Даже если ты равен с ним, хулы не будет.
Если отправишься, то будешь награждён.
Удачная встреча с человеком, который может помочь и многому научить вас. В ваших отношениях нет места зависти и соперничеству. Время благоприятствует продолжительной поездке.
Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже структурой самой гексаграммы. Внутри – это огонь, солнце, свет, излучающейся во все стороны. Вовне – это возбуждение, молния. Как из светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому “Книга Перемен” говорит здесь о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции и всех остальных необходимо принять во внимание ещё следующее. Один из древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, – “Хун фань”, говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твёрдостью характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твёрдость и непреклонность характера преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика. При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в данном памятнике, принять во внимание, в чём проявляется их сила или слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым – слабую. Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю мягкость и обходительность политики. В переводе на символику “Книги Перемен”, как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли, соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми, у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы, соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта стоит в соответствии с четвёртой, тоже сильной чертой.
Линия 2
Шестёрка вторая
Сделаешь плотными свои занавеси,
Так что среди дня увидишь Большую Медведицу.
Если выступишь, то попадёшь под сомнение и ненависть.
Если владеешь правдой, то будь открыт.
Счастье.
Вы сомневаетесь в себе и не уверены в своих действиях. Вас окружает плотная завеса, отчего кажется, что вокруг темно, как ночью. Возможны недоверие и даже ненависть к вам. Необходимо раскрыть свою внутреннюю правду, чтобы преодолеть сомнения. Тогда путь будет открыт.
Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри, а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне, постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвёртая черта для второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только ещё в себе самом нашёл это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка “Книги Перемен” эти занавеси – не что иное, как сомнения в возможности действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, ещё не приступивший к действию – раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие внутренней правды наступит, то исход будет счастливым.
Линия 3
Девятка третья
Так что среди дня увидишь Полярную Звезду.
Сломаешь правый локоть.
Хулы не будет.
Сомнения становятся всё сильнее, ваша деятельность сильно затруднена. Если вы перестанете испытывать неуверенность в собственных силах, то сможете избежать задержки или даже большой беды.
Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится всё полнее и полнее, но всё ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая черта. Всё сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая Медведица, то здесь ночь ещё темнее, так что видна самая незаметная маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить её к контексту, где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у человека. Затруднённость его действий выражена в образе перелома правой руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во внимание всё то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата.
Линия 4
Девятка четвёртая
Сделаешь плотными свои занавеси,
Так что среди дня увидишь Большую Медведицу.
Встретишь равного себе хозяина.
Счастье.
Хотя сомнения продолжаются, вы вновь встречаетесь с человеком, который помогает вам на первой позиции. Его поддержка окажет решающее влияние. Путь открыт.
Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но её значение несколько шире, чем только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где “гроза” помещена над “солнцем”. Поэтому здесь, на четвёртой позиции, когда мы переходим к верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает человека густой непроглядной мглой, напоминающей тёмную ночь. Постольку четвёртая черта стоит в соответствии с первой, где упоминался образ хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, всё же должен пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции.
Линия 5
Шестёрка пятая
Придешь с блеском.
Будут поддержка и хвала.
Счастье.
Ваша жизнь вступает в пору расцвета. Вы получаете награды и похвалы за свои усилия. Путь открыт.
Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной гексаграммы есть созвучие, постольку здесь “Книга Перемен” говорит о той хвале, которая предстоит человеку. Вообще “Книга Перемен” чаще всего говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах даётся упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно.
Линия 6
Наверху шестёрка
Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь на свою дверь.
И в тиши не будет никого.
Три года ни с кем не встретишься.
Несчастье.
Вы не делитесь своим достоянием с другими и замыкаетесь в себе, лишь изредка выглядывая наружу. Тем самым вы обрекаете себя на долгое одиночество. Винить некого, кроме самого себя. Путь закрыт.
На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей. “Книга Перемен” говорит о его трёхлетнем одиночестве. Под тремя годами разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны – те три позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая, конечно, и саму третью позицию.