Шэн (Подъем): подниматься, восходить, продвигаться вверх шаг за шагом; продвигаться благодаря собственным усилиям; получать повышение по службе; накапливать и раскрывать свой потенциал; дистиллировать спиртные напитки; древняя мера объёма, небольшая чашка.
Изначальное свершение.
Благоприятна встреча с великим человеком.
Не скорби. Поход на юг — к счастью.
Это время для продвижения вверх благодаря собственным усилиям. Двигайтесь шаг за шагом. Определите цель и стремитесь к её достижению. Это даст вам прочную основу и приведёт к успеху. Осознайте свои скрытые возможности. Забудьте о страхах и тревожных предчувствиях. Вы идёте по верному пути. Ваше направление — юг, область лета, роста и активной деятельности. Путь открыт. Вы можете подняться благодаря внутренней приспособляемости, но успех не придет сам собой. Накапливайте малое для достижения великого. Исправляйте вещи, приводите их в порядок и направляйте в нужную сторону. Ваша цель уже близка.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу гексаграммы мы имеем триграмму 'сунь', которая символизирует дерево, вверху мы имеем триграмму 'кунь', которая символизирует землю. Так указывается образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь толщу земли и растёт. Уже в этом движении дерева дано указание возможности развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того, благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления, но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности, упоминает ещё только о том, что поход на юг – к счастью. Юг рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального проявления, а поэтому место проявления вообще.
Внешний и Внутренний миры: Земля и Ветер (Дерево)
Внутреннее проникновение и тонкое приспособление медленно восходят к внешнему полю деятельности.
Скрытая возможность: 54 (Невеста)
Восхождение содержит скрытую возможность осознания своего потенциала.
Последовательность
Воссоединение и движение к высшему приводят к восхождению. Осознание этого позволяет пользоваться подъёмом.
Определение
Подъём означает продвижение к высшему.
Символ
В центре земли зарождается дерево. Подъём.
Благородный человек подчиняется силе и добродетели.
Благородный человек накапливает малое для достижения великого.
Как подобает, подымайся. Великое счастье.
Искренность ваших намерений получила признание. Вам дозволено подняться, но вы должны знать правила и условия подъема. Путь открыт.
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным моментом, необходимо только одно – строго отдавать себе отчёт в том, каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять.
Будь правдивым.
Это благоприятствует приношению незначительной жертвы.
Хулы не будет.
Вы связаны с духами. Жертвуя малым, вы можете добиться большего. Это правильный выбор.
Умение подыматься правильно – это самое главное свойство, которое является иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При подъёме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в этот подъём. Существенно только правильное его проведение и движение неуклонно вверх.
Поднимешься в пустой город.
Не задерживайтесь на достигнутом. Подъём будет безполезен, если вы остановитесь на этом этапе. Организуйте свои силы и двигайтесь дальше.
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты. Все три линии верхней триграммы прерваны посередине. Это символизирует пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы 'кунь'. Поэтому здесь говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъёма, если ограничиться подъёмом только на этой ступени. Это ясно, если принять во внимание третью позицию как позицию кризиса.
Царю надо проникнуть к горе Ци.
Счастье.
Хулы не будет.
Гора Ци — один из образов средоточия Земли. Направьте свои усилия на достижение общего блага. Путь открыт. Действуя таким образом, вы не совершите ошибки.
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю, рассматривается при помощи другого образа – образа горы Ци. Само название “гора Ци”, несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может, ибо мы относим составление “Книги Перемен” не к традиционной дате, а к более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст. Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем вполне благополучен; о нем текст “Книги Перемен” говорит дважды как о приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на четвёртой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближённом. Действует, собственно говоря, не приближённый, но для окружающих вся деятельность сосредоточена в нем.
Подъём по ступеням. Стойкость — к счастью.
Вам ничто не препятствует, но продвигайтесь вперёд постепенно, шаг за шагом. Настойчивость получит вознаграждение.
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо, как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне действенна. Поэтому надо понимать, что подъём идет по ступеням, и, несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъёма, должен оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая его, движутся вверх.
Подъём, скрывающийся из виду.
Он будет благоприятен при непрерывной стойкости.
Вы теряете из виду цель своего восхождения, однако это не значит, что вам пора остановиться. Продолжайте идти. В конце концов, вы преодолеете новую высоту.
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на шестой позиции данной ситуации не перестает сказываться подъём. Правда, характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя проявленность качества данной ситуации в целом стоит на заднем плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъёма, уходящего из виду, но всё-таки это подъём. И в силу указанной выше совокупности мощи, приобретённой на предыдущей позиции, здесь текст говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъёма.
Изначальное свершение.
Благоприятна встреча с великим человеком.
Не скорби. Поход на юг — к счастью.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу гексаграммы мы имеем триграмму 'сунь', которая символизирует дерево, вверху мы имеем триграмму 'кунь', которая символизирует землю. Так указывается образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь толщу земли и растёт. Уже в этом движении дерева дано указание возможности развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того, благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления, но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности, упоминает ещё только о том, что поход на юг – к счастью. Юг рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального проявления, а поэтому место проявления вообще.
Внешний и Внутренний миры: Земля и Ветер (Дерево)
Внутреннее проникновение и тонкое приспособление медленно восходят к внешнему полю деятельности.
Скрытая возможность: 54 (Невеста)
Восхождение содержит скрытую возможность осознания своего потенциала.
Последовательность
Воссоединение и движение к высшему приводят к восхождению. Осознание этого позволяет пользоваться подъёмом.
Определение
Подъём означает продвижение к высшему.
Символ
В центре земли зарождается дерево. Подъём.
Благородный человек подчиняется силе и добродетели.
Благородный человек накапливает малое для достижения великого.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестёрка
Как подобает, подымайся. Великое счастье.
Искренность ваших намерений получила признание. Вам дозволено подняться, но вы должны знать правила и условия подъема. Путь открыт.
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным моментом, необходимо только одно – строго отдавать себе отчёт в том, каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять.
Линия 2
Девятка вторая
Будь правдивым.
Это благоприятствует приношению незначительной жертвы.
Хулы не будет.
Вы связаны с духами. Жертвуя малым, вы можете добиться большего. Это правильный выбор.
Умение подыматься правильно – это самое главное свойство, которое является иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При подъёме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в этот подъём. Существенно только правильное его проведение и движение неуклонно вверх.
Линия 3
Девятка третья
Не задерживайтесь на достигнутом. Подъём будет безполезен, если вы остановитесь на этом этапе. Организуйте свои силы и двигайтесь дальше.
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты. Все три линии верхней триграммы прерваны посередине. Это символизирует пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы 'кунь'. Поэтому здесь говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъёма, если ограничиться подъёмом только на этой ступени. Это ясно, если принять во внимание третью позицию как позицию кризиса.
Линия 4
Шестёрка четвертая
Царю надо проникнуть к горе Ци.
Счастье.
Хулы не будет.
Гора Ци — один из образов средоточия Земли. Направьте свои усилия на достижение общего блага. Путь открыт. Действуя таким образом, вы не совершите ошибки.
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю, рассматривается при помощи другого образа – образа горы Ци. Само название “гора Ци”, несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может, ибо мы относим составление “Книги Перемен” не к традиционной дате, а к более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст. Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем вполне благополучен; о нем текст “Книги Перемен” говорит дважды как о приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на четвёртой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближённом. Действует, собственно говоря, не приближённый, но для окружающих вся деятельность сосредоточена в нем.
Линия 5
Шестёрка пятая
Подъём по ступеням. Стойкость — к счастью.
Вам ничто не препятствует, но продвигайтесь вперёд постепенно, шаг за шагом. Настойчивость получит вознаграждение.
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо, как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне действенна. Поэтому надо понимать, что подъём идет по ступеням, и, несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъёма, должен оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая его, движутся вверх.
Линия 6
Наверху шестерка
Подъём, скрывающийся из виду.
Он будет благоприятен при непрерывной стойкости.
Вы теряете из виду цель своего восхождения, однако это не значит, что вам пора остановиться. Продолжайте идти. В конце концов, вы преодолеете новую высоту.
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на шестой позиции данной ситуации не перестает сказываться подъём. Правда, характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя проявленность качества данной ситуации в целом стоит на заднем плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъёма, уходящего из виду, но всё-таки это подъём. И в силу указанной выше совокупности мощи, приобретённой на предыдущей позиции, здесь текст говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъёма.