Toy (Переченъе): встречать, встречаться; быть открытым для чего-либо; обнаружить что-то или кого-то на своем пути; встреча первичных сил инь и ян; половой акт и все формы совокупления; магнетизм, взаимное тяготение, спаривание животных; воздействие безличной силы; счастливый, благоприятный, хороший. Иероглиф изображает половой акт.
Не надо брать жену.
То противоречие, которое намечалось на последней позиции предыдущей гексаграммы, здесь рассматривается как основная тема данной ситуации. Поэтому она и названа Перечение. Но для того чтобы ее правильно понять, а в особенности для того, чтобы понять присущий ей лаконичный афоризм, необходимо иметь в виду, что очень часто, как и в данном случае, название гексаграмм имеет не один, а несколько смыслов. Так, данное слово гоу имеет значение не только перечения, но означает еще – “царица”, понимаемая как нечто иное по отношению к царю. Поэтому и афоризм говорит о женщине. Это – время, когда, вопреки обычаю, действует не царь, а царица, на ее стороне сила. Всякая попытка подчинить ее себе может привести к опасным последствиям. В переносном смысле слова здесь намечается возможность концентрации всего того зла, которое было на предыдущих ступенях еще не окончательно побеждено. На время это зло получает возможность действовать вновь. Никакой компромисс со злом по существу недопустим. Поэтому здесь не следует брать жену, которая именно только в данном контексте понимается как образ этого перечащего зла.
Внешний и Внутренний миры: Небо и Ветер (Дерево)
Первичные силы сочетаются во внутреннем мире, рождая новое поколение. Это ось взаимодействия инь и ян.
Скрытая возможность: 1 (Творчество)
Напряженное взаимодействие содержит скрытую возможность выражения творческой энергии.
Последовательность
Выход наружу подразумевает встречу. Осознание этого позволяет пользоваться переченьем.
Определение
Переченье означает встречу. Слабое встречает сильное.
Символ
Под небом дует ветер. Переченье.
Великий князь провозглашает свои указы, чтобы править четырьмя сторонами света.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестерка
Стойкость — к счастью.
Если будешь выступать, то встретишь несчастье.
Но тощая свинья непременно будет рваться с привязи.
Движение остановлено, но путь открыт. Если вы будете действовать по заранее составленному плану, путь закроется. Лишь неразвитый человек в такой ситуации будет стремиться к действию. Обдумайте причины положения, в котором вы оказались.
Для понимания данного и дальнейшего афоризмов следует принять во внимание структуру всей гексаграммы. Она представляет собою обращение предыдущей. Здесь только нижняя черта слабая, все остальные сильные. Первая позиция, представленная слабой чертой, при своем движении вверх встречает препятствие в виде сильной второй черты, и препятствие это подтверждено силами всех дальнейших черт. Движение здесь остановлено, точно привязано к крепкому тормозу. Само собой, в таких обстоятельствах действиях действия не могут быть благоприятны. Наоборот, спасти положение может только стойкое пребывание на месте. Однако тупой и неразвитый человек, хотя бы он слаб, все же в силу закономерностей движения, отмечавшегося в движении черт гексаграмм, будет, стремится к действию. Это выражено в образе, далеко не лестном для такого человека.
Линия 2
Девятка вторая
В охапке есть рыба.
Хулы не будет.
Неблагоприятно быть гостем.
Образ утробы, беременной грядущим изобилием. Не ходите в гости и не принимайте гостей.
Во время всякого перечения действуют одновременно и противоречиво, по крайней мере, два слагаемых. Между ними, поскольку они различны, проходит грань. Но всякая грань является одновременно как разграничением, так и соединением. Таким образом, на второй позиции, где самым интенсивным образом выступают гармоничность, уравновешенность как внутренние качества, может быть сказано и о том синтезе, который намечается как противоположность в периоде противоречия. Рыба – это образ чего-то, чему не свойственно быть в руках. Здесь говорится о том, что рыба поймана. Так впервые намечается синтез перечащих сторон. В таких обстоятельствах крайне неблагоприятным может быть всякое отчуждение. А так как гость понимался в древнем Китае как чужестранец, то положение гостя, т.е. чего-то чуждого в данной позиции, было бы неблагоприятно.
Линия 3
Девятка третья
У кого на крестце нет мышц, тот идет с большим трудом.
Опасно, но большой хулы не будет.
Столкнувшись с препятствием, вы ищете укромное место. Вам грозит опасность, корни которой находятся в прошлом. Ждите, пока кризис не минует.
Если на предыдущей позиции была под нею слабая первая черта, т.е. не было препятствий изнутри, то здесь, под третьей чертой, помещается вторая, сильная черта, которая оказывает изнутри сильное сопротивление. Здесь, когда время действия второй позиции уже миновало, продолжение ее действия могло быть понято лишь как косность, которая символизирована в образе, уже знакомом нам, в образе кости, лишенной мяса. Однако третья позиция, как позиция кризиса и перехода, не может быть длительным временем. Поэтому через нее сравнительно быстро может пройти развитие ситуации.
Линия 4
Девятка четвертая
В охапке нет рыбы.
Восставать — к несчастью.
Образ пустой утробы. Сейчас не время для действия или противодействия. Бурное проявление чувств закрывает путь.
Четвертая позиция гораздо дальше от первой, чем вторая, поэтому здесь повторяется образ второй позиции, но взятый с противоположной стороны. Здесь все больше и больше развивается перечение, характерное для всей ситуации, и поэтому все меньше и меньше возможность для синтеза. Всякое самостоятельное выступление, поскольку оно подчеркивает исключительно свою правоту, здесь могло быть лишь мешать делу воссоединения.
Линия 5
Девятка пятая
Ивой покрыта тыква.
Затаи свой блеск, и тебе будет ниспослано от Неба.
Вы находитесь в гармоничном равновесии. Внешнее проявление должно быть затаенным, тогда вы получите благословение свыше.
Пятая позиция расположена высоко над первой, но действие ее должно простираться до самого низа. Это действие в силу уравновешенности центральной, пятой позицией должно быть мягким, лишенным всякого насилия. Автор дает афоризмы в образе ивовых веток, которые гибки, нежны и длинны. Им противопоставляется тыква как плод, лежащий на земле. Ветки ивы должны покрывать, свешиваясь сверху, тыкву. В этом образе действие, идущее с пятой позиции, т.е. от максимального выявления данной ситуации вовне, до самых глубин ее содержания. Но особенно важно при действии, исходящем из этой позиции, во имя преодоления добиться гармоничного включения своей деятельности в среду, окружающую действующего человека. Если пятая позиция склонна к выявлению себя вовне, то здесь это внешнее проявление должно быть затаено, спрятано. Не следует думать, что скрывание своих собственных достоинств может здесь привести к дурным последствиям – к неизвестности данного человека. Его слава проявится хотя бы в том, что, как говорит “Книга Перемен”, он получит благословение свыше.
Линия 6
Наверху девятка
Переченье — это рога.
Сожаление.
Хулы не будет.
Образ рогов означает противоречие, движение в разных направлениях. Вы сожалеете о том, что вам не удалось примирить конфликтующие силы, но ситуация уже заканчивается, поэтому можно успокоиться на достигнутом.
Завершение всего процесса перечения выступает как нечто совершенно непримиримое. Это – движение в разные стороны, окончательно окосневшее в самом себе. Как рога торчат в разные стороны, так перечащие идут по разным направлениям. Человеку, занимающему данную позицию, может быть стыдно, и он может сожалеть о том, что на предыдущих, более благоприятных позициях не было достигнуто синтеза противоречия. Но поскольку вся ситуация перечения здесь приходит к концу и намечается переход к следующей, к ее противоположности, постольку “Книга Перемен” дает здесь успокоительный афоризм.