Си-кань (Повторная опасность): си — практиковаться, репетировать, учить, наставлять; снова и снова; умелый, знакомый с чем-либо; повторять урок; импульс, побуждение; иероглиф изображает крылья и шапку — мысль, унесенную вперед неоднократными усилиями; кань — опасное место; яма, расщелина, бездна, пропасть, крутой обрыв; ловушка, западня, могила; критический момент, испытание; идти на риск; также: безоглядный риск в момент крайней опасности; иероглиф изображает глубокую яму в земле, куда течет вода.
Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
Это время опасности, которую вам нужно преодолеть. Идите на риск без оглядки. Вы не можете избежать препятствия: оно будет возникать перед вами снова и снова. Победите свой страх. Практикуйтесь, тренируйтесь, привыкайте к опасности. Это критический момент, когда вы можете попасть в ловушку, поэтому призовите на помощь всю свою энергию и сосредоточенность. В ситуации есть связь с духами, и они тоже помогут вам. Прислушивайтесь к голосу своего сердца. Не допускайте малодушия. Решительные действия и сильная воля позволят вам с честью выйти из положения. Помните, что у опасности есть свой смысл. Небо посылает опасность, чтобы не допустить чрезмерного возвышения. На земле есть горы и равнины. Правители пользуются опасностью для защиты своих владений. Защита от опасности сама по себе является свершением. Настало время сосредоточиться и пойти на риск.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют некоторое внимание пониманию её через слово опасность, то сам текст приводит образы бездны на каждом шагу. Появление её в данном месте текста объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших гексаграмм, даёт образ сравнительно мирного существования человека. Но самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру “Книги Перемен”, которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою безкомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р. Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды, традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон, взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение.
Внешний и Внутренний миры: Вода и Вода
Вода течет вперед, неустанно трудясь и преодолевая препятствия, сглаживая различия и растворяя несоответствия.
Скрытая возможность: 27 (Питание)
Риск и преодоление опасности содержат скрытую возможность обеспечения необходимого для себя и других.
Последовательность
Переразвитие великого не длится вечно. Осознание этого позволяет пользоваться повторной опасностью.
Определение
Огонь вверху, вода внизу.
Символ
Набегающие волны сливаются.
Повторная опасность.
Двойная бездна.
Войдёшь в пещеру в бездне.
Несчастье.
Постоянно реагируя на одну и ту же опасность, вы оказываетесь в тупике. Вам грозит погружение в бездну депрессии. Не делайте этого, иначе путь будет закрыт.
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды, постольку нельзя предполагать её наличие уже в самом начале. Поэтому первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду ещё только можно найти. Здесь человек пребывает ещё целиком в бездне, качественно иной, чем то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне незнания, в бездне лжи, неправоты.
В бездне есть опасность.
Добиваясь, кое-что получишь.
Вы решаетесь встретиться с опасностью. Обеспечивайте необходимое, не возвышаясь над другими. Приспосабливайтесь к обстановке. Ставьте перед собой скромные цели. Не навязывайте свою волю, и вы добьётесь определенных успехов.
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах “Книги Перемен” (и благоприятна именно потому, что она представляет собой качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но всё же внутренняя правда ещё не достигнута. На каждом шагу человеку ещё грозит опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может привести к каким-нибудь результатам.
Придёшь или уйдёшь — будет бездна за бездной.
Пусть и опасно, но всё же есть поддержка.
Войдёшь в пещеру в бездне — не действуй.
Одна опасность следует за другой, поэтому сейчас вам нужно сделать паузу и отступить. Если вы броситесь вперед без оглядки, то попадёте в ловушку. Не полагайтесь только на свои силы, ищите поддержку извне. Твёрдо ли вы знаете, чего хотите? Ещё раз проверьте свои ценности.
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом оказывает своё воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны ещё не гарантирует окончательного ухода от неё, ибо за одной бездной может быть вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст даёт указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек в своем действии – искании истины. Самое важное здесь – не слишком полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Всего кружка вина, миска еды, в придачу нужен лишь глиняный кувшин.
Принятие обязательств через окно.
В конце концов хулы не будет.
Вы готовы сделать шаг вперёд, опираясь на имеющийся опыт и жажду познания, что выражено образами вина и еды. Вам нужно лишь облечь свои устремления в простую и ясную форму, как у глиняного кувшина. Тогда перед вами откроется окно к истине, и вы сможете узнать ответ.
То, что ещё не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания, вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает человека, как возбуждает вино. Но новый акт познания, с другой стороны, должен быть сам, в свою очередь, облечён в некоторую форму из прежде накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечён в форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете, истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти образы интерпретировались и иначе.
Бездна не наполняется.
Когда уже выровняешь её, хулы не будет.
Не берите на себя слишком много. Не делайте чрезмерных усилий, не доводите дело до переизбытка. Довольствуйтесь тем, что уже есть. Бурная поверхность сменяется ровной гладью.
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, ещё нельзя говорить о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из бездны. Она ещё не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но бездна – вода, взволнованная бурей, – здесь уже отходит на второй план. Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного выхода из данной ситуации.
Для связывания нужны кнут и аркан.
Заключение в чаще терновника.
И в три года ничего не получишь.
Несчастье.
Опыт, приобретённый в прошлом, должен быть надёжно связан и закреплён. Без этой связи вы рискуете заблудиться в чаще событий и обстоятельств. Тогда вам придётся приложить много времени и усилий, чтобы выбраться обратно. Внемлите этому предупреждению, иначе путь будет закрыт.
Поскольку шестая позиция – позиция переразвития, постольку тот новый акт познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды, необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е. он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания, приобретённого прежде, является тем, что может систематизировать познанное вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно, знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надёжно и крепко. Без этой связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в дебрях несистематизированного опыта, приобретённого вновь. Если человек попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться было бы не так просто.
Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют некоторое внимание пониманию её через слово опасность, то сам текст приводит образы бездны на каждом шагу. Появление её в данном месте текста объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших гексаграмм, даёт образ сравнительно мирного существования человека. Но самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру “Книги Перемен”, которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою безкомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р. Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды, традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон, взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение.
Внешний и Внутренний миры: Вода и Вода
Вода течет вперед, неустанно трудясь и преодолевая препятствия, сглаживая различия и растворяя несоответствия.
Скрытая возможность: 27 (Питание)
Риск и преодоление опасности содержат скрытую возможность обеспечения необходимого для себя и других.
Последовательность
Переразвитие великого не длится вечно. Осознание этого позволяет пользоваться повторной опасностью.
Определение
Огонь вверху, вода внизу.
Символ
Набегающие волны сливаются.
Повторная опасность.
Линии гексаграммы
Линия 1
Вначале шестёрка
Войдёшь в пещеру в бездне.
Несчастье.
Постоянно реагируя на одну и ту же опасность, вы оказываетесь в тупике. Вам грозит погружение в бездну депрессии. Не делайте этого, иначе путь будет закрыт.
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды, постольку нельзя предполагать её наличие уже в самом начале. Поэтому первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду ещё только можно найти. Здесь человек пребывает ещё целиком в бездне, качественно иной, чем то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне незнания, в бездне лжи, неправоты.
Линия 2
Девятка вторая
Добиваясь, кое-что получишь.
Вы решаетесь встретиться с опасностью. Обеспечивайте необходимое, не возвышаясь над другими. Приспосабливайтесь к обстановке. Ставьте перед собой скромные цели. Не навязывайте свою волю, и вы добьётесь определенных успехов.
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах “Книги Перемен” (и благоприятна именно потому, что она представляет собой качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но всё же внутренняя правда ещё не достигнута. На каждом шагу человеку ещё грозит опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может привести к каким-нибудь результатам.
Линия 3
Шестёрка третья
Пусть и опасно, но всё же есть поддержка.
Войдёшь в пещеру в бездне — не действуй.
Одна опасность следует за другой, поэтому сейчас вам нужно сделать паузу и отступить. Если вы броситесь вперед без оглядки, то попадёте в ловушку. Не полагайтесь только на свои силы, ищите поддержку извне. Твёрдо ли вы знаете, чего хотите? Ещё раз проверьте свои ценности.
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом оказывает своё воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны ещё не гарантирует окончательного ухода от неё, ибо за одной бездной может быть вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст даёт указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек в своем действии – искании истины. Самое важное здесь – не слишком полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Линия 4
Шестёрка четвертая
Всего кружка вина, миска еды, в придачу нужен лишь глиняный кувшин.
Принятие обязательств через окно.
В конце концов хулы не будет.
Вы готовы сделать шаг вперёд, опираясь на имеющийся опыт и жажду познания, что выражено образами вина и еды. Вам нужно лишь облечь свои устремления в простую и ясную форму, как у глиняного кувшина. Тогда перед вами откроется окно к истине, и вы сможете узнать ответ.
То, что ещё не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания, вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает человека, как возбуждает вино. Но новый акт познания, с другой стороны, должен быть сам, в свою очередь, облечён в некоторую форму из прежде накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечён в форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете, истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти образы интерпретировались и иначе.
Линия 5
Девятка пятая
Бездна не наполняется.
Когда уже выровняешь её, хулы не будет.
Не берите на себя слишком много. Не делайте чрезмерных усилий, не доводите дело до переизбытка. Довольствуйтесь тем, что уже есть. Бурная поверхность сменяется ровной гладью.
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, ещё нельзя говорить о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из бездны. Она ещё не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но бездна – вода, взволнованная бурей, – здесь уже отходит на второй план. Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного выхода из данной ситуации.
Линия 6
Наверху девятка
Для связывания нужны кнут и аркан.
Заключение в чаще терновника.
И в три года ничего не получишь.
Несчастье.
Опыт, приобретённый в прошлом, должен быть надёжно связан и закреплён. Без этой связи вы рискуете заблудиться в чаще событий и обстоятельств. Тогда вам придётся приложить много времени и усилий, чтобы выбраться обратно. Внемлите этому предупреждению, иначе путь будет закрыт.
Поскольку шестая позиция – позиция переразвития, постольку тот новый акт познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды, необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е. он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания, приобретённого прежде, является тем, что может систематизировать познанное вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно, знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надёжно и крепко. Без этой связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в дебрях несистематизированного опыта, приобретённого вновь. Если человек попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться было бы не так просто.