26. Воспитание великим

Да-чу (Воспитание великим): да — большой, благородный, важный; способный защитить других; воля, направленная на достижение собственной цели; способность руководить своей жизнью; энергия ян; чу — собирать, вбирать, запасать,удерживать; контролировать, ограничивать; заботиться, поддерживать; приручать, дрессировать или пасти животных, воспитывать, одомашнивать; быть воспитанным или прирученным. Иероглиф изображает плодородную, богатую илом черную почву речной дельты.
Благоприятна стойкость.
Кормись не только от своего дома. Счастье.
Благоприятен брод через великую реку.

Это время собирать вещи в единое целое с помощью великой идеи. Сосредоточьтесь на одном и определите главное направление своей жизни. Сконцентрируйтесь на главной идее. Соберите все ценное из своего жизненного опыта и используйте это. Думайте о себе как о человеке, который воспитывает животных или растит урожай. Проявляйте терпимость и доброжелательность. Не оставайтесь дома или в кругу ближайших друзей: перед вами открывается путь к великим свершениям. Войдите в поток жизни с осмысленной целью. Будьте твердым и настойчивым. Каждый день испытывайте чувство связи с дао. Воспитывайте нравственную и интеллектуальную силу. Это великое время, которое принесет щедрые плоды.

Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк, чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое существенное в данной ситуации – это выход из своей узкой сферы. В предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано, и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но великое воспитание.

Внешний и Внутренний миры: Гора и Небо

Внешний предел сдерживает и накапливает великую силу Неба. Это время силы и изобилия.

Скрытая возможность: 54 (Невеста)

Сила, происходящая от воспитания великим, содержит скрытую возможность осознания собственного потенциала.

Последовательность

Беспорочность позволяет накапливать великое. Осознание этого дает возможность воспитания великим.

Определение

Воспитание великим означает, что время пришло.

Символ

Небо находится в центре горы. Воспитание великим.
Благородный человек руководствуется словами и деяниями предков.
Благородный человек накапливает силу и добродетель.

Линии гексаграммы

Линия 1
Вначале девятка

Будет опасность.
Благоприятно остановить (свою деятельность).


То, чем вы сейчас занимаетесь, грозит вам опасностью. Остановитесь. Необходимо разобраться, в чем дело.

Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции, – по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов.

Линия 2
Девятка вторая

У воза выпали спицы.


Вы испытываете беспомощность из-за несоответствия между внутренним состоянием и развитием событий во внешнем мире. Остановка приводит к распаду связей с другими людьми. Вы должны преодолеть себя и двигаться дальше.

Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то вторая позиция – максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности. Оставаться только в себе значило бы не идти вперед.

Линия 3
Девятка третья

Погоня на хорошем коне.
Благоприятна стойкость в трудности.
Если будешь упражняться в применении боевых колесниц,
То благоприятно иметь, куда выступить.


Эта позиция, обычно связанная с кризисом, здесь имеет гармоничное развитие. Вы устремляетесь к высокой цели, которая стоит тех трудностей, что вам приходится преодолевать. Хорошо разработанный план действий окажет вам большую поддержку.

Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в большинстве случаев в “Книге Перемен” на ней мы находим весьма строгие предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным, по-своему гармонирует со всей гексаграммой.

Линия 4
Шестерка четвертая

Защитная доска для теленка.
Изначальное счастье.


Метафора в четвертой позиции указывает на особо благоприятные условия для действия. В Древнем Китае специальная доска надевалась на острия бычьих рогов для защиты от них. Защитная доска для теленка, не имеющего рогов, означает отсутствие даже воображаемой опасности. Путь открыт. Вы можете смело осуществлять свой замысел.

Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если бы она и представляла собой некую опасность, то “Книга Перемен” спешит предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить, что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. “Книга Перемен” здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно безопасным, если на него надета защитная доска.

Линия 5
Шестерка пятая

Клыки выхолощенного вепря.
Счастье.


Благоприятная ситуация продолжается. Ваши противники лишены возможности причинить вам вред.

Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два типа черт: первый – четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными, характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип – пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие, спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы подчеркнуть безопасность этих клыков, “Книга Перемен” говорит о выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь лишен ярости.

Линия 6

Наверху девятка

Какие могут быть дороги на Небе?
Свершение.


В своих устремлениях вы зашли так далеко, что дальше, образно говоря, может быть только Небо. Но поскольку там нет ясно обозначенных дорог, то лучше развивать пути, уже намеченные в прошлом. Это принесет успех и даст вам просветление.

На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые намечаются в следующей гексаграмме – 27-й.